Б. Васильев пишет, что после Михайловской ссылки Пушкин размежевался во взглядах с декабристами. «Он переходит на активную и созидательную позицию, ставит себе целью сознательно и систематически влиять на царя пером, литературно-поэтическим творчеством,» — утверждает Васильев в своей книге. Стихи «К друзьям» священник приводит как доказательство.
Но разойтись во взглядах с декабристами так просто Пушкин не мог. Потому что декабристы по взглядам и мировоззрению были очень разными. Например, если «Южное общество» ратовало за республику, то «северяне» стояли за конституционную монархию. Был и целый ряд других отличий. Разбирать их здесь — только отвлекаться от основной темы.
Причём, уже на другой странице Б. Васильев доказывает (и весьма убедительно!), что Пушкин до конца оставался верен идеалам Свободы. Как одно с другим совмещалось в представлении Васильева, для меня так и остаётся загадкой. Наверно, он как священник не хотел хулить Помазанника Божия. И второй вопрос: почему такое, казалось бы, лояльное к монарху стихотворение пролежало «под сукном» ещё 30 лет? Васильев на него тоже вразумительного ответа не даёт.
Зато даёт вполне обстоятельный ответ наш Минкин-Сан! Он, пожалуй, один из немногих, кто уловил скрытую едкую иронию в пушкинских стансах. Этой иронии не заметили даже друзья Поэта, опрометчиво обвинив его в «лизании шпор». Хорошее «лизание», если стишок напечатали лишь в 1857 году.