Вся эта слухов канитель
поэта в бешенство бросала.
Не вызовешь же на дуэль
из-за очередного бала,
где шаловливый светский лев
вальсировал с женой поэта,
пусть даже, слишком обнаглев,
глазами раздевал при этом
растерянную Натали…
Но ревность мужа в этом деле
не то, что в свете бы могли
считать причиною дуэли.
Он был бы попросту смешон
в подобной ревности арапской,
и так уже со всех сторон
над ним весел смешок дурацкий.
Был нужен повод, да такой,
чтоб в нём кричало оправданье
и пред царём, и пред средой
друзей, чьё важно пониманье.
(Игорь Кохановский «Александр и Александра»)
И Пушкин этот повод создал сам. Он сам сочинил текст пасквиля и разослал его друзьям. В том числе и себе же самому… При этом уже не столь важно, кто набело переписывал анонимку.
И мне, признаюсь честно, эта версия кажется более правдоподобной, нежели предположение Минкина об Уварове. Ну не мог главный душитель свободы слова наехать на царя! Это вообще уже шизофрения какая-то!
Групповуха
Единственно, что он — Уваров — мог, так это вместе с Дундуком поплакаться М. Д. Нессельроде. Ну а та, как хозяйка салона, развила бурную деятельность. Вообще, «дуэтом» эту компанию не назовёшь. И не надо ссылаться на Стерна! Зачинщиков, как минимум, на «квартет» набирается, где каждый музыкант играет свою мелодию. Помимо супругов Нессельроде. там была ещё Идалия Полетика и сам Жорж Дантес.