И, как следствие всего вышеперечисленного, в-пятых, подорванное здоровье.
Диагноз заочно…
Около 10-ти лет тому назад, в том же «Московском Комсомольце» публиковалась статья В. Козаровецкого «Тайны пушкинской дуэли». В ней излагалась версия про автора «Диплома рогоносца» (но об этом чуть позже). И высказывалось предположение о том, что истинной причиной смертельных условий дуэли была болезнь Паркинсона, начинающаяся у Поэта. Якобы из-за этой болезни Пушкин и хотел свести счёты с жизнью. Признаки этой страшной болезни Казаровецкий видит в микрографии почерка.
Но, по-моему, ставить такой серьёзный медицинский диагноз заочно, по меньшей мере, некорректно. Да, у людей, вынужденных очень много писать или рисовать, иногда случаются судороги мышц предплечий и кистей рук. Так называемый, «писчий» спазм. После хорошего отдыха функции конечности восстанавливаются. Страдают им врачи, пишущие изо дня в день истории болезни, выписки, рецепты, направления и назначения. Страдают офисные служащие и учителя.
Я читала одно интервью с художником-мультипликатором Фёдором Хитруком — «папой» Винни-Пуха. Он рассказывал, как в молодости, после многочасовой работы над коротким эпизодом какого-нибудь мультика, у него тряслись руки. А сколько приходилось писать Пушкину?! Минкин — тут надо воздать ему должное — показывает нам весь процесс «чернения бумаги», когда одна строчка пробуется чуть ли не в 10-ти вариантах. А там ещё «беловые» экземпляры и их копии. Всё строчилось с пулемётной быстротой! Стоит ли удивляться столь стремительному почерку…