Ещё нужно помнить, что многие мемуаристы не столь объективны и честны, как хотелось бы. Та же А. Арапова-Ланская в своём рвении обелить мать заходит слишком далеко и очень часто в своих записях грешит против истины…
А если серьёзно, то всем «инквизиторам», угодившим в тупик, скажу следующее. У русского философа Серебряного века Н. А. Бердяева есть работа «Смысл творчества или оправдание человека». Основная мысль там такова: человек может спастись не только через покаяние и принятие церковных Таинств, но и через творческий акт. Потому что, творя прекрасное, человек в полной мере раскрывает свою Божественную природу и тем самым уподобляется Богу-Отцу — Творцу всего сущего.
И действительно. Мы прощаем Пушкину волокитство, скандальные выходки и картежную игру, а Есенину и Высоцкому — беспробудное пьянство, Ф. Достоевскому и Н. Некрасову — игру в рулетку, Л. Толстому — блуд. Потому что их произведения вошли в сокровищницу мировой культуру — мы их читаем до сих пор.
Вообще считается, что пагубные привычки и страстишки для для Великого Художника — своего рода, якоря, держащие его на нашей грешной земле. Без них он вознесётся на Небеса раньше положенного срока, так и не выполнив своей миссии.
Другими словами:
У каждого поэта есть провинция.
Она ему ошибки и грехи,
И малые, и многие провинности
Прощает за правдивые стихи.
(Семён Гудзенко)
У Пушкина провинция — бескрайняя Россия. И она Поэту давно уже всё простила. Помилуй, Господи! Какие уж там «ошибки и грехи»?.. Ну волочился за красотками, но никого же не насиловал. Ну, дрался на дуэлях, но никого же не убил. Даже подлеца Дантеса лишь слегка ранил!