Что в Вышнем суждено совете?
Но вернёмся к Татьяне. Минкин горестно сетует, что «Таня спит с нелюбимым человеком, ей приходится непрерывно врать, непрерывно притворяться.»
Непрерывно врать и притворяться приходится чеховской Анюте, чтобы выклянчить у своего старого, толстого упыря лишнюю копейку для отца и братьев. Татьяне же притворяться в постели нет никакой необходимости. В высших кругах дворянской аристократии культивировалась сдержанность чувств.
«Воспитанная крепостной нянькой, выросшая в деревне или, по крайней мере, проводившая значительную часть года в поместье родителей, девушка усваивала определённые нормы выражения чувств и эмоционального поведения, принятые в народной среде. Этим нормам была свойственна определённая сдержанность в которой Пушкин усматривал не только народность, но и проявление самых высоких черт дворянской культуры.» (Ю. Лотман «Беседы о русской культуре»).
Поэтому и главная супружеская обязанность выполнялась без бурного проявления чувств. Основным тоном в этой гамме эмоций, её доминирующей нотой, так сказать, было «смирение». Потому что выбор девушкой сделан, слово Богу дано, стезя определена — остаётся лишь смиренно покориться судьбе. Скрывать это от мужа не имело смысла.
Князь сам прекрасно знал, что Татьяна за него пошла, уступив мольбам и уговорам матери; что юная жена его не любит. Знал, но надеялся, что со временем в молодой женщине пробудится ответная симпатия. То же самое знал и Пушкин, женясь на Натали Гончаровой. И надеялся на то же самое. В стихотворении «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем» он описывает момент интимной близости: