Содержание серии

Поэзия есть ключ, что отворит замок,

Которым в спальне Бытие закрыто.

Поэзия идущему, как будто бы сапог,

Необходима; но другими позабыта.

Кто-то может подумать, что это преувеличение, но нет, это истина. Язык поэзии многим непонятен, а кто не понимает язык, всегда пытается упрекнуть другого в незначимости этого языка. Мол, то, что я не знаю, то незначимо. Это глупо. Поэзия значимейшая… но не дисциплина. Она жизнь. Точно вам говорю. На этом курсе мы будем углубляться в поэтику. Под конец этой первой, короткой лекции хочу привести еще один стих, мастера Жеранда:

Истории известны многие примеры,

Но этот был, конечно, уникален.

Создание стиха так музыкально

Мой слух сразило, тут не надо трений.

История стиха так необычна,

Ее создатели, конечно мастера.

Поэзия была Богами рождена,

Но слуху так приятна и привычна.

Поэт мой Бог, поэт моя отрада,

Единственный великий человек.

Он пишет стих, и вот проходит век.

И прошлое для нас, как будто рядом.

Узри! Слепой! Услышь глухой!

Все это пение Богов:

И рифмы и волна слогов.

Пропой еще раз, лишь пропой.

На этом я вынужден закончить свою лекцию. На следующей мы обсудим другой важный аспект стиха – ритмику».

Данная лекция раскрывает отношение учителя к поэзии. Сложная структура духовных связей объясняет стремление к совершенству стиха.

Лекция 2:

–Здравствуйте, сегодня мы обсудим такой аспект стихосложения, как ритмика. Ритм – это строение строки. Из чего состоит строка? Из слов. А слова? Из слогов. Строка делится в стихе на слоги. Слоги следует считать по гласным буквам. Приведем пример: «Летящий в небе соловей». Сколько здесь слогов? Е, я, и, е, е, о, о, е. Получилось восемь. Каждый слог в строке называется стопой. А данная строка – восьмистопной, а стих назывался бы восьмистопным. Все поняли? Нет? Пример: «Я угасающий луч света в этом мире». Я, у, а, а, ю, и, у, е, а, э, о, и, е. Эта строка тринадцатистопная. Все предельно просто. Берем количество слогов, то есть гласных букв. Это будет спрашиваться на экзамене. Теперь обсудим понятие метра. Это организация ударных и безударных слогов в строке. Проще? Любое чередование ударных и безударных гласных. Все помнят, что такое ударение? Слон. Дерево. Время. Часы. А теперь разберем два самых простых размера. Ямб – двусложный размер. Чтобы им писать, нужно помнить одно правило: Ударные и безударные слоги просто чередуются. В ямбе все начинается с безударного слога. «Оно смотрело вдаль, твое родное солнце». Хорей так же прост. Отличается он только тем, что начинается с ударного слога. Пример: «Лодку катит быстро парень». Сейчас будьте внимательны. Самый сложный момент для новичков. Псевдоударный слог! Псевдоударный слог – это безударный слог, на котором при должном прочтении падает ударение. Но это ударение не фонетическое, а находится внутри именно нашего произношения этого стиха. Например, если мы пишем ямбом: «Поток частичек всех на свете души людям затмевал». В слове «затмевал» два ударения в этой строчке, одно исконное, которое есть у него всегда, а другое «псевдо», которое проявляется только в различных стихотворениях. Главное правило ритма: не бойся пропускать ударения, чем больше безударных гласных, тем больше ритм задает сам читатель, но если беспорядочно натыкать ударные звуки, то получится мрак, хаос, не стихотворение, а набор слов. Освоили ямб и хорей?»

22.09.2023
AlexShadow


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть