« » СЕКРЕТНАЯ ПРУЖИНА (1913, Россия)

Прочитали 1602









Оглавление
Содержание серии

«СЕКРЕТНАЯ ПРУЖИНА» (1913, Россия)

 

КЛОУН – Эдуардо

РЫЖИЙ – Пипо

ШПРЕХ — ?

 

(Выходит Клоун с тремя подсвечниками, стулом, большим мячом, привязанным на пятиаршинной веревке и обращается к Шпреху…)

 

КЛОУН: — Господин Шпрех! Сегодня вы увидите новый трюк, помогите мне! Садитесь на стул, держите два подсвечника, а третий я поставлю вам на голову. Держите — зажигаю! Готово, не шевелитесь!

(Отходит от Шпреха на два метра, крутит вокруг себя мяч, привязанный на веревке и медленно приближается к Шпреху. Когда он подходит совсем близко, Шпрех его останавливает…)

ШПРЕХ: — Постойте! Что вы хотите делать?

КЛОУН: — Я буду крутить мяч вокруг себя и выбью у вас из рук подсвечники со свечами, а потом и подсвечник с головы.

ШПРЕХ: — Я не согласен! И потом, я хочу посмотреть, как вы это проделываете. Если же я буду держать, то я нечего не увижу.

КЛОУН: — Вы правы. Как быть?

 

(Из-за кулис выходит Рыжий. Несет клетку, в которой подвешен в место попугая ботинок и водка, маленькую калитку со звонком. У униформы он ставит калитку, звонит, входит в калитку, закрывает ее, достает из кармана коврик, стелет и вытирает ноги. Затем лезет в клетку, достает бутылку водки, пьет, имитируя попугая, орет: — «Попка дурак!» Достает из кармана парикмахерский пульверизатор, из ботинка — расческу. Брызгает на себя, причесывается, затем брызгает в рот, пока у него не отнимает пульверизатор Клоун, который берет его за шиворот и сажает на стул. Рыжий падает со стула, тот его поднимает. Рыжий сам лезет на стул, садится на спинку. Клоун подносит к Рыжему подсвечник с зажженной свечой, хочет поставить ему на голову. Рыжий дует на свечу — вспыхивает пламя. Клоун пугается…)

 

КЛОУН: — О, я вижу, ты очень храбрый человек!

РЫЖИЙ: — О, я очень храбрый! Мой крестный — городовой!

КЛОУН: — Я очень прошу вас сесть на стул.

РЫЖИЙ: — Можно на верхний этаж?

КЛОУН: — Можно где хотите.

 

(Рыжий влезает на стул, садится на спинку. Клоун ставит ему на голову подсвечник, а в руки дает два других подсвечника. Все свечи зажжены. Отходит на 8 — 10 шагов, крутит мяч, вышибает мячом из рук два подсвечника. Прицеливается сбить подсвечник с головы, но неудачно — попадает Рыжему в щеку. Рыжий падает со стула, поднимается, достает щетку, чистит ботинки, костюм, потом лицо. Подходит к Клоуну, начинает тихо, а под конец до скандала — с нарастанием…)

 

РЫЖИЙ: — Вы позволили себе ударить мое благородное лицо этим арбузом. Этого я никогда вам не забуду. Мы с вами еще встретимся. Я вам вспомню всю эту историю. Честное слово, не будь здесь публики, я поступил бы с вами благородно: я откусил бы вам нос! Что вы смеетесь! Вы! Вы! Вы! Малохольный! Не забывайте, что моя мамаша — графиня!

КЛОУН: — А папаша?

РЫЖИЙ: — Графин! Ничего, не смейтесь! Гора с горой не сходится, а пьяный с городовым всегда! Вы еще меня вспомните! Я вам покажу, что я благородный!

(Уходит в передний выход…)

КЛОУН: — Он думает, что я его испугался!

ШПРЕХ (выходя): — Господин Клоун! Вот я покажу вам трюк! Вы видите у меня аппарат?

КЛОУН: — Вижу. Что это такое?

ШПРЕХ: — Смотрите, этот аппарат ставится на манеже.

 

(Аппарат сделан из дерева, полтора аршина длины, два поперечных бруска по пол аршина, к ним прибиты два бруска по 3/4 аршина с пазами: в пазы вставляются доски, в которых вырезаны круги так, что можно класть ноги и руки. Они прижимаются сверху с одной стороны, с другой — накладкой и висит замок. Когда накладку закрывают на замок, то тот, кто закрыт, вылезти не может…)

 

ШПРЕХ: — Здесь есть отверстия для рук и ног. Здесь замок. Замок запирается. Желающий садится на землю, и я его закрываю. В аппарате есть секретная пружинка, нажмете ее рукой, конечно, если найдете, и моментально освободитесь. А как только освободитесь, идете в кассу, и дирекция цирка платит вам премию 25 рублей!

КЛОУН: — Как интересно! А мне можно попробовать? А я получу 25 рублей?

ШПРЕХ: — Пожалуйста! Конечно — получите!

КЛОУН: — Ну, закрывайте!

(Садится на манеж. Шпрех закрывает ему руки и ноги…)

ШПРЕХ: — Ну, освобождайтесь, ищите секретную пружинку, нажмете рукой — освободитесь. А я пошел в кассу за деньгами.

(Уходит. Из бокового прохода появляется Рыжий. Подходит, видит, сидит Клоун, и у него закрыты руки и ноги…)

РЫЖИЙ: — Я человек благородный! Ты что здесь делаешь?

КЛОУН: — Новый трюк! Меня Шпрех закрыл и, если я найду руками пружину и освобожусь, то получу 25 рублей.

РЫЖИЙ: — Ну что же, ты ее не находишь?

КЛОУН: — Никак не могу найти.

РЫЖИЙ: — Не можешь? Ну, вставай, пойдем в буфет.

КЛОУН: — Дурак! Я закрыт на замок, а он — вставай!

РЫЖИЙ: — Не можешь встать и руками двигать! У кого ключ?

КЛОУН: — Не могу руками двигать, а ключ у Шпреха.

РЫЖИЙ (кричит в сторону форганга): — Господин Щпрех, ключ у вас? Держите у себя. Я человек благородный!

(Подходит к Клоуну, снимает с него туфлю и начинает щекотать. Клоун орет…)

РЫЖИЙ: — Молчать! Я человек благородный!

(Увидел мяч, крутит его и несколько раз бьет Клоуна мячом. Клоун орет.)

РЫЖИЙ: — Молчать! Смирно! Я человек благородный!

КЛОУН: — Слушай, Пипо. Я знаю, что ты любишь крем и лимонад. Я тебе куплю, только не трогай меня!

РЫЖИЙ: — Что? Купить меня — благородного человека? За это я поступлю с тобой по благородному.

(Дает Клоуну несколько апачей.)

— А крем и лимонад я тебе сейчас куплю у нас в буфете!

(Убегает за кулисы.)

 

КЛОУН: — Господа Униформа, найдите Шпреха. Я вас угощаю коньяком!

(Из бокового прохода появляется Шпрех…)

ШПРЕХ: — Ну что, не освободились?

КЛОУН: — Господин Шпрех, я вам дам 50 рублей, только откройте быстрее замок!

(Шпрех открывает.)

— Вот вам 25 рублей задатку. Я вас прошу, постарайтесь, чтобы сюда попал этот благородный человек — Пипо. 25 рублей за мной.

(Клоун уходит в главный вход. Из-за кулис появляется Рыжий с двумя ведрами, бежит прямо к аппарату и, видя, что Клоуна там нет, обращается к Шпреху…)

РЫЖИЙ: — Где Эдуардо?

ШПРЕХ: — А, видите ли, он нашел «секретную пружину» и освободился из этого аппарата. Я дал ему 25 рублей премии от дирекции, и он пошел в ресторан заказать ужин.

РЫЖИЙ: — Что вы говорите? Его в цирке нет?

ШПРЕХ: — Да, ушел.

РЫЖИЙ (кричит в главный вход): — Господин Швейцар! Эдуардо ушел?

(голос из-за занавеса – «ушел»!)

— Господин Шпрех! А я не могу заработать 25 рублей?

ШПРЕХ: — Конечно можете. Садитесь. Я вас закрою. Найдете секрет, как Эдуардо, и я заплачу вам 25 рублей.

РЫЖИЙ: — Я человек благородный. Вы скажите мне секрет и деньги пополам.

ШПРЕХ: — Нет, это не пройдет!

РЫЖИЙ: — Ну, хорошо! Сажусь!

 

(Садится. Шпрех закрывает его. Он начинает искать руками пружинку. В главном входе появляется Клоун. Рыжий разговаривает со Шпрехом и в первый момент не видит Клоуна. Поворачивает голову и быстро прячет ее за доску — так несколько раз. Клоун подходит вплотную к Рыжему…)

 

РЫЖИЙ (жалобным тоном): — Миленький! Хорошенький Эдуардо! Как я тебя люблю! Я человек благородный!

КЛОУН: — Да, я знаю твое благородство!

(Клоун дает Рыжему несколько плюх. Берет мяч, бьет Рыжего два раза, на третий — Рыжий прокусывает мяч, и тот лопается. Клоун видит два ведра…)

— Что это?

РЫЖИЙ: — Крем и лимонад.

 

(Клоун берет ведро с кремом, взбивает и громадной ложкой мажет Рыжего. Затем берет второе ведро, в нем шприц — обивает Рыжего водой. Потом открывает замок и Рыжий вылезает из аппарата. Клоун вдобавок надевает ему на голову ведро с кремом. Рыжий сбрасывает ведро. Клоун из униформы обливает Рыжего из шприца. Рыжий достает второй шприц из кармана и обливает Клоуна и всю униформу. Все разбегаются…)

 

— — — — — — — —

 

ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:

 

Эдуардо и Пипо, Цирк Никитиных, 1913 год. Очень смешной Пипо, был природный комик. Он вызывал смех у зрителей одним только своим появлением на манеж. Гримировался он очень мало, не носил и парика, так как голова была природно уродлива. Большой котелок который он носил, надевал по-наполеоновски, поперек головы. Подбор антре делался на каждый воскресный день, почему Эдуардо и Пипо имели заслуженный шумный успех.

Еще почитать:
ЧЕЛОВЕК-КУРИЦА или ВЕЧЕРНЯЯ ГАЗЕТА (1908, Россия)
ФОКУС С КРОЛИКОМ (1935)
СТРЕЛЬБА В ШАРЫ (1860, 1950)
Так близятся тени
Anna Raven

Профессионально - исследования жанров клоунады (буффонада и эксцентрика). Натаскивание актеров, создание оригинального репертура на основе гэговых цепочек. Страница создана для размещения архива: старинные клоунады, неизвестные или забытые клоуны, актерские системы, философия и психология комического, пружины творческой фантазии...


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть