«ЗУБИКИ» и «ПОСЫЛКА» (1914, Россия)
БЕЛЫЙ клоун – Владимир Костанди
РЫЖИЙ клоун – Юрий Костанди
ШПРЕХ — ?
(Из главного выхода выходит Рыжий с перевязанными зубами, а с артистического середине манежа встречается с Клоуном)
КЛОУН: — Юрий, что с тобой? Заболел?
РЫЖИЙ: — Заболел, Володя. Зубы. Всю ночь не спал.
КЛОУН: — Ты бы обратился к врачу, или к бабке, чтобы заговорила.
РЫЖИЙ: — К кому только не обращался, ничего не помогает. Уж на что лучше — один из приятелей рекомендовал верное средство, и то не помогло, а ты говоришь — заговорила бы!
КЛОУН: — Какое же верное средство?
РЫЖИЙ: — Он советовал мне поехать на вокзал, постараться попасть к отходящему поезду, взять с собой веревку, и один конец веревки привязать за больной зуб. А другой к буферу последнего вагона отходящего поезда, подождать отправления поезда, и, когда он поедет, пойти за ним, а потом сразу остановиться, рвануть, и больной зуб будет вырван.
КЛОУН: — Ну, как же ты поступил?
РЫЖИЙ: — Купил веревку, поехал на вокзал. Смотрю, на 5-й линии товарный. Узнал, что через 5 минут отправляется. Я скорее за последний вагон. Завязал конец веревки за больной зуб, другой за буфер последнего вагона. Слышу второй звонок — жду. Третий звонок. Старший дает свисток. Рывок. Поезд медленно двигается. Я за ним. Он быстрей — и я тоже. Пошел полным ходом — и я полным ходом. Ну, думаю, нужно решиться. Остановился, рванул…
КЛОУН: — Ну, и вырвал больной зуб?
РЫЖИЙ: — Нет, два последних вагона оторвал.
КЛОУН: — Ну и зубики!
РЫЖИЙ: — Да, моими зубами в ресторане…
(называет самый модный ресторан)
— Рубленные котлеты есть!
ШПРЕХ (выходит, обращаясь к клоунам): — Кто из вас Костанди?
КЛОУН: — Это я.
РЫЖИЙ: — Не верьте! Костанди — это я. В чем дело?
ШПРЕХ: — Здесь пришла посылка на имя Костанди.
КЛОУН: — Костанди — это я. Я жду посылку уже больше месяца.
РЫЖИЙ: — Посылка Костанди?! Я 12 лет жду эту посылку!
(Клоун и Рыжий вырывают чемодан из рук Шпреха…)
ШПРЕХ: — Постойте! Посылка пришла наложенным платежом на 10 рублей. Кто заплатит 10 рублей, тот и возьмет посылку.
РЫЖИЙ: — Это его посылка.
КЛОУН: — Нет, я посылки не ожидал. Это его посылка.
ШПРЕХ (обращаясь к Рыжему): — Вы сказали — вы Костанди?
РЫЖИЙ: — Да, Костанди — это я, а заплатит он.
ШПРЕХ: — Как вам не стыдно, господа! Неужели вы не можете заплатить по 5 рублей?
КЛОУН: — Как пять? Вы сказали — десять рублей.
ШПРЕХ: — Ну да, вы пять, и он пять. Это будет десять рублей.
РЫЖИЙ: — Ну да, пятьдесят процентов скидки! Ты – пять, и он – пять. Это будет десять.
КЛОУН: — Пять рублей чепуха! Сейчас вам отдам. Какими — золотом, серебром или бумажками?
(Роется в карманах. Рыжий подражает Клоуну, тоже роется в карманах…)
РЫЖИЙ: — Чепуха — пять рублей! Вам какими?
ШПРЕХ: — Все равно.
РЫЖИЙ: — Мне тоже все равно. Старые беговые билеты берете?
ШПРЕХ: — Нет.
КЛОУН: — Получите пять рублей.
(Вынимает из кармана руку, якобы с деньгами и дает Шпреху апач — тот убегает, бежит вслед за ним…)
РЫЖИЙ: — Стойте! Я не заплатил! На чай берете?
(Шпрех машет рукой и оставляет чемодан)
— Смотри, на чай не берет, на кофе перешел!
КЛОУН: — Давай посмотрим, за что мы с тобой заплатили.
(Рыжий открывает чемодан и достает оттуда сюртук. Клоун берет сюртук у Рыжего…)
КЛОУН: — Теперь понял! Я заказывал у портного сюртук, он мне его и прислал!
РЫЖИЙ: — Вот что, брат! Я тебя знаю, а ты меня. Сюртук мой!
КЛОУН: — Давай померим. Кому придется, того и будет. Держи!
РЫЖИЙ: — Согласен. Держи!
(Оба стараются надеть сюртук и разрывают его пополам. Клоун, увидев, что сюртук разорвался, сердится, швыряет его в Рыжего, тот недоумен…)
— Смотри, сломался!
(Клоун лезет дальше в чемодан и достает оттуда женское платье…)
— Э, да тут, кажется, ошибка!
КЛОУН (сердито): — Нет, это господин Шпрех хотел над нами подшутить. Но ничего. Сейчас начался сезон маскарадов и мы с тобой исполним интересный номер. Ты переодевайся женщиной, а я пойду к нам в гардеробную и найду в пандан тебе костюм для себя. И мы с тобой изобразим сценку на маскараде. Ну, переодевайся женщиной.
РЫЖИЙ: — Я некогда не был женщиной.
КЛОУН: — Тебе здесь помогут!
(Клоун уходит за кулисы. Рыжий просит униформистов помочь ему одеться. Надевает платье. Униформист подает завязки. Рыжий вскрикивает и хохочет…)
ШПРЕХ: — В чем дело?
РЫЖИЙ: — Нахал! Щекочет! Ну, как я вам нравлюсь!
ШПРЕХ: — Не очень. Вас природа не одарила женскими формами.
РЫЖИЙ: — Вы хотите сказать, что я не имею женской формы? Так тут природа не причем. Красивые женские формы приобретаются у хорошей портнихи. Но у меня есть хорошее средство. У вас есть…
(шепчет Шпреху на ухо)
ШПРЕХ: — Чем самовар раздувают? Есть.
РЫЖИЙ: — Давайте сюда! И все будет в порядке!
(Выносят мех. Рыжий просит вставить мех в карман и спрашивает Шпреха, показывая на униформу…)
— Кто из них умеет лучше всех надувать? Вон тот, черненький, мне два года пять рублей и должен. Пойдите сюда, дуйте!
(Униформист раздувает меха. Рыжий постепенно раздувается, под конец получается довольно полная карикатурная фигура…)
— Ну, господин Шпрех, как я вам нравлюсь?
(Идет карикатурной походкой. Достает из чемодана шляпу, надевает…)
— Господин Шпрех, я пойду сяду на места. Придет мой ухажер, вы ничего ему не говорите. Пусть он найдет меня.
(Рыжий идет на места, хочет сесть в кресло, но толщина не позволяет. Он приподнимает зад и садится в кресло в первом ряду. Из-за кулис появляется Клоун. Он одет в костюм толстяка, сделанный из камыша с обручами до пояса, что дает возможность двигать костюм, создавая смешные положения…)
КЛОУН (обращается к Шпреху): — Как я вам нравлюсь? Правда, чахоточный? Похож на подрядчика на железных дорогах. Вы не видели моей мадамы?
ШПРЕХ: — Вон, посмотрите.
(Рыжий на местах кокетничает. Клоун тоже кокетливо подходит к Рыжему…)
КЛОУН: — Ну, Маруся, пойдем спляшем!
РЫЖИЙ: — Нахал! Разве с дамой так обращаются? Пойдем спляшем! Нужно интеллигентно, по-французски.
КЛОУН: — Вы видали? Вчера селедками торговала, а сегодня по-французски! Хочет по-французски, так по-французски! Пардон, мадам. Авек плизир, муз танце кэк-уок.
РЫЖИЙ: — Вуи, мусью.
(Выходят с места. Вступает оркестр. Танцуют Кэк-Уок. Танцем уходят за кулисы…)
— — — — — — — —
ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:
Петербург, 1914 год. Владимир и Юрий Костанди — греки, создавали свой тип клоунады постепенно, переходя от одного жанра к другому, от акробатики к музыке. Свою работу они начали с акробатической кухни и к концу перешли к серьезной музыкальной — к оригинальным инструментам: колокольчикам, концертино и еще многим другим музыкальным инструментам, которыми они владели в таком совершенстве, что им могли позавидовать очень многие музыканты. В особенности это относится к Юрию, который владел искусством играть на одной струне и пузыре так, как после него никто не играл. Как типаж они по справедливости считались лучшими клоунами этого периода в России. Все репризы их были насыщены юмором и культурой и преподносились на редкость артистично. Клоун был очень нервный и все время подгонял Рыжего, а Рыжий был очень флегматичен и, не торопясь, выносил всю соль репризы Клоуна. В работе у них все до мелочей было хорошо актерски срепетировано, и очень хорошо принималось публикой. Братья Костанди, в особенности младший Юрий — Рыжий имели многочисленных поклонников. Можно сказать, что они имели свою публику, так как существовала целая категория зрителей, которые специально шли смотреть Костанди, что в цирке было редко…