« » ЗУБИКИ и ПОСЫЛКА (1914, Россия)

Прочитали 2063









Оглавление
Содержание серии

«ЗУБИКИ» и «ПОСЫЛКА» (1914, Россия)

 

БЕЛЫЙ клоун – Владимир Костанди

РЫЖИЙ клоун – Юрий Костанди

ШПРЕХ — ?

 

(Из главного выхода выходит Рыжий с перевязанными зубами, а с артистического середине манежа встречается с Клоуном)

 

КЛОУН: — Юрий, что с тобой? Заболел?

РЫЖИЙ: — Заболел, Володя. Зубы. Всю ночь не спал.

КЛОУН: — Ты бы обратился к врачу, или к бабке, чтобы заговорила.

РЫЖИЙ: — К кому только не обращался, ничего не помогает. Уж на что лучше — один из приятелей рекомендовал верное средство, и то не помогло, а ты говоришь — заговорила бы!

КЛОУН: — Какое же верное средство?

РЫЖИЙ: — Он советовал мне поехать на вокзал, постараться попасть к отходящему поезду, взять с собой веревку, и один конец веревки привязать за больной зуб. А другой к буферу последнего вагона отходящего поезда, подождать отправления поезда, и, когда он поедет, пойти за ним, а потом сразу остановиться, рвануть, и больной зуб будет вырван.

КЛОУН: — Ну, как же ты поступил?

РЫЖИЙ: — Купил веревку, поехал на вокзал. Смотрю, на 5-й линии товарный. Узнал, что через 5 минут отправляется. Я скорее за последний вагон. Завязал конец веревки за больной зуб, другой за буфер последнего вагона. Слышу второй звонок — жду. Третий звонок. Старший дает свисток. Рывок. Поезд медленно двигается. Я за ним. Он быстрей — и я тоже. Пошел полным ходом — и я полным ходом. Ну, думаю, нужно решиться. Остановился, рванул…

КЛОУН: — Ну, и вырвал больной зуб?

РЫЖИЙ: — Нет, два последних вагона оторвал.

КЛОУН: — Ну и зубики!

РЫЖИЙ: — Да, моими зубами в ресторане…

(называет самый модный ресторан)

— Рубленные котлеты есть!

ШПРЕХ (выходит, обращаясь к клоунам): — Кто из вас Костанди?

КЛОУН: — Это я.

РЫЖИЙ: — Не верьте! Костанди — это я. В чем дело?

ШПРЕХ: — Здесь пришла посылка на имя Костанди.

КЛОУН: — Костанди — это я. Я жду посылку уже больше месяца.

РЫЖИЙ: — Посылка Костанди?! Я 12 лет жду эту посылку!

(Клоун и Рыжий вырывают чемодан из рук Шпреха…)

ШПРЕХ: — Постойте! Посылка пришла наложенным платежом на 10 рублей. Кто заплатит 10 рублей, тот и возьмет посылку.

РЫЖИЙ: — Это его посылка.

КЛОУН: — Нет, я посылки не ожидал. Это его посылка.

ШПРЕХ (обращаясь к Рыжему): — Вы сказали — вы Костанди?

РЫЖИЙ: — Да, Костанди — это я, а заплатит он.

ШПРЕХ: — Как вам не стыдно, господа! Неужели вы не можете заплатить по 5 рублей?

КЛОУН: — Как пять? Вы сказали — десять рублей.

ШПРЕХ: — Ну да, вы пять, и он пять. Это будет десять рублей.

РЫЖИЙ: — Ну да, пятьдесят процентов скидки! Ты – пять, и он – пять. Это будет десять.

КЛОУН: — Пять рублей чепуха! Сейчас вам отдам. Какими — золотом, серебром или бумажками?

(Роется в карманах. Рыжий подражает Клоуну, тоже роется в карманах…)

РЫЖИЙ: — Чепуха — пять рублей! Вам какими?

ШПРЕХ: — Все равно.

РЫЖИЙ: — Мне тоже все равно. Старые беговые билеты берете?

ШПРЕХ: — Нет.

КЛОУН: — Получите пять рублей.

(Вынимает из кармана руку, якобы с деньгами и дает Шпреху апач — тот убегает, бежит вслед за ним…)

РЫЖИЙ: — Стойте! Я не заплатил! На чай берете?

(Шпрех машет рукой и оставляет чемодан)

— Смотри, на чай не берет, на кофе перешел!

КЛОУН: — Давай посмотрим, за что мы с тобой заплатили.

(Рыжий открывает чемодан и достает оттуда сюртук. Клоун берет сюртук у Рыжего…)

КЛОУН: — Теперь понял! Я заказывал у портного сюртук, он мне его и прислал!

РЫЖИЙ: — Вот что, брат! Я тебя знаю, а ты меня. Сюртук мой!

КЛОУН: — Давай померим. Кому придется, того и будет. Держи!

РЫЖИЙ: — Согласен. Держи!

(Оба стараются надеть сюртук и разрывают его пополам. Клоун, увидев, что сюртук разорвался, сердится, швыряет его в Рыжего, тот недоумен…)

— Смотри, сломался!

(Клоун лезет дальше в чемодан и достает оттуда женское платье…)

— Э, да тут, кажется, ошибка!

КЛОУН (сердито): — Нет, это господин Шпрех хотел над нами подшутить. Но ничего. Сейчас начался сезон маскарадов и мы с тобой исполним интересный номер. Ты переодевайся женщиной, а я пойду к нам в гардеробную и найду в пандан тебе костюм для себя. И мы с тобой изобразим сценку на маскараде. Ну, переодевайся женщиной.

РЫЖИЙ: — Я некогда не был женщиной.

КЛОУН: — Тебе здесь помогут!

(Клоун уходит за кулисы. Рыжий просит униформистов помочь ему одеться. Надевает платье. Униформист подает завязки. Рыжий вскрикивает и хохочет…)

ШПРЕХ: — В чем дело?

РЫЖИЙ: — Нахал! Щекочет! Ну, как я вам нравлюсь!

ШПРЕХ: — Не очень. Вас природа не одарила женскими формами.

РЫЖИЙ: — Вы хотите сказать, что я не имею женской формы? Так тут природа не причем. Красивые женские формы приобретаются у хорошей портнихи. Но у меня есть хорошее средство. У вас есть…

(шепчет Шпреху на ухо)

ШПРЕХ: — Чем самовар раздувают? Есть.

РЫЖИЙ: — Давайте сюда! И все будет в порядке!

(Выносят мех. Рыжий просит вставить мех в карман и спрашивает Шпреха, показывая на униформу…)

— Кто из них умеет лучше всех надувать? Вон тот, черненький, мне два года пять рублей и должен. Пойдите сюда, дуйте!

(Униформист раздувает меха. Рыжий постепенно раздувается, под конец получается довольно полная карикатурная фигура…)

— Ну, господин Шпрех, как я вам нравлюсь?

(Идет карикатурной походкой. Достает из чемодана шляпу, надевает…)

— Господин Шпрех, я пойду сяду на места. Придет мой ухажер, вы ничего ему не говорите. Пусть он найдет меня.

(Рыжий идет на места, хочет сесть в кресло, но толщина не позволяет. Он приподнимает зад и садится в кресло в первом ряду. Из-за кулис появляется Клоун. Он одет в костюм толстяка, сделанный из камыша с обручами до пояса, что дает возможность двигать костюм, создавая смешные положения…)

КЛОУН (обращается к Шпреху): — Как я вам нравлюсь? Правда, чахоточный? Похож на подрядчика на железных дорогах. Вы не видели моей мадамы?

ШПРЕХ: — Вон, посмотрите.

(Рыжий на местах кокетничает. Клоун тоже кокетливо подходит к Рыжему…)

КЛОУН: — Ну, Маруся, пойдем спляшем!

РЫЖИЙ: — Нахал! Разве с дамой так обращаются? Пойдем спляшем! Нужно интеллигентно, по-французски.

КЛОУН: — Вы видали? Вчера селедками торговала, а сегодня по-французски! Хочет по-французски, так по-французски! Пардон, мадам. Авек плизир, муз танце кэк-уок.

РЫЖИЙ: — Вуи, мусью.

 

(Выходят с места. Вступает оркестр. Танцуют Кэк-Уок. Танцем уходят за кулисы…)

 

— — — — — — — —

 

ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:

 

Петербург, 1914 год. Владимир и Юрий Костанди — греки, создавали свой тип клоунады постепенно, переходя от одного жанра к другому, от акробатики к музыке. Свою работу они начали с акробатической кухни и к концу перешли к серьезной музыкальной — к оригинальным инструментам: колокольчикам, концертино и еще многим другим музыкальным инструментам, которыми они владели в таком совершенстве, что им могли позавидовать очень многие музыканты. В особенности это относится к Юрию, который владел искусством играть на одной струне и пузыре так, как после него никто не играл. Как типаж они по справедливости считались лучшими клоунами этого периода в России. Все репризы их были насыщены юмором и культурой и преподносились на редкость артистично. Клоун был очень нервный и все время подгонял Рыжего, а Рыжий был очень флегматичен и, не торопясь, выносил всю соль репризы Клоуна. В работе у них все до мелочей было хорошо актерски срепетировано, и очень хорошо принималось публикой. Братья Костанди, в особенности младший Юрий — Рыжий имели многочисленных поклонников. Можно сказать, что они имели свою публику, так как существовала целая категория зрителей, которые специально шли смотреть Костанди, что в цирке было редко…

Еще почитать:
СТРЕЛЬБА В ШАРЫ (1860, 1950)
КОМНАТА С ПРИВИДЕНИЯМИ (1935)
Мой Алтай: путешествие сквозь время
Виктория Куба
СЛОН ЯМБО (1914, Россия)

Профессионально - исследования жанров клоунады (буффонада и эксцентрика). Натаскивание актеров, создание оригинального репертура на основе гэговых цепочек. Страница создана для размещения архива: старинные клоунады, неизвестные или забытые клоуны, актерские системы, философия и психология комического, пружины творческой фантазии...


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть