« » ЗДЕСЬ ИГРАТЬ НЕЛЬЗЯ (1924, версия)

Прочитали 1080









Оглавление
Содержание серии

«ЗДЕСЬ ИГРАТЬ ЗАПРЕЩЕНО!» (1924, западная версия)

/Рекомендуется сверить с авторской версией 1900 года, Россия, соло-клоун Серж/

КЛОУН — Дарио (Дарио Месхи)

АВГУСТ — Кератто (Леонардо Кератто)

ШПРЕХ — господин Лойал (Георг Лойал)

 

(Клоун и Август выходят на манеж. У одного в руке гитара, у другого — тромбон. Каждый тянет за собой стул, который они ставят на манеж справа. Они приветствуют публику и садятся на спинку, спустив ноги на сиденье)

 

КЛОУН (важно): — Дамы и господа, мы сейчас исполним для вас большую арию из “Лакме”! (встает и приветствует)

 

АВГУСТ (повторяя все его движения, светлым пронизывающим голосом): — Лакме!

 

ШПРЕХ (встает перед ним): — Здесь играть запрещено!

 

КЛОУН (удивленно): — Ах?

 

(Шпрехшталмейстер видит, что они слезли со своих стульев и уходит. Август смотрит на Клоуна, Клоун на Августа.)

 

АВГУСТ: — Что он сказал?

 

КЛОУН (передразнивая): — Здесь играть запрещено!

 

АВГУСТ: — Такое бывает, что поделаешь?

 

(Клоун берет свой стул и тащит его за собой. Август делает то же самое и следует за ним. Они ставят свои стулья на манеже слева и залезают на них. Клоун приветствует публику.)

 

КЛОУН (снимает свою шляпу и произносит еще более серьезным голосом, чем раньше): — «Лакме»! Музыка…

 

АВГУСТ (поднимается, встает на свой стул и говорит более резким голосом, чем раньше): — Музыка Дуфайела!

 

(Они играют: Пом! Пом! Пом! Пом!)

 

ШПРЕХ (снова заходит): — Извините, господа. Вы зашли, как я вижу, слишком далеко. Я же вам говорил, что здесь играть запрещено. Вы плохо поняли?

 

КЛОУН (ищет ссоры): — Что вы говорите? Было же совсем не так. Вы говорили, что там запрещено играть. (показывает на противоположную сторону) — А не… здесь!

 

(Август спрятавшись за клоуном, повторяет те же движения — показывает: Там! Не здесь!)

 

ШПРЕХ: — Это то же самое!

 

КЛОУН: — Извините! Это не здесь! (он жестикулирует) Здесь — это не там. Вы говорили, что там запрещено играть. А мы не там.

 

ШПРЕХ: — Вам, значит, надо сказать четко. Запрещено играть на территории цирка! Где бы и кто бы вы ни были. Понятно? То ли это здесь (жест), то ли там (жест), впереди (жест), позади (жест), справа (жест), слева (жест), наверху (жест), внизу! (жест) Повсюду запрещено.

 

КЛОУН (который не хочет понять): — Как вы только что сказали, пожалуйста?

 

ШПРЕХ: — Я сказал, то ли это здесь, там, впереди, позади, справа, слева, вверху, внизу, вы не имеете права играть здесь!

 

КЛОУН: — Да? Но почему же нет, господин Лойаль? На каких основаниях? Я этого не понимаю. Нет основания, на основании чего бы вы могли нам запретить играть — где бы то ни было (жесты): здесь, там, впереди, позади, справа, слева, наверху или внизу. Это же смешно!

(Август повторяет все эти жесты)

 

ШПРЕХ: — В принципе играть можно. Но так как вы хотите играть, что я называю не музыкой, а скандалом, вы не получите разрешения играть. Будь то здесь, там, впереди, позади, слева, справа, наверху или внизу.

(Август повторяет все жесты шпрехшталмейстера)

 

КЛОУН (расстроено): — И так, Вы считаете, что наша музыка дурная? В таком случае, я хочу Вам сообщить, что мы везде играли, между прочим, мы и сегодня здесь не в первый раз играем, мы — музыканты, господин! Мы играли в опере, и никто никогда не чинил нам препятствий в игре, то ли это было здесь, там, спереди, позади, справа, слева, наверху или внизу!

 

(Август повторяет жесты все резче. Он не пытается теперь просто повторять движения клоуна, его руки стали как беспорядочные крылья ветряной мельницы. Он продолжает показывать во все направления и даже тогда, когда разговор прекратился. Клоун поворачивается к нему, видит его жестикулирующим на своем стуле. Август тут же принимает выгодно-подчеркивающую позу и делает грациозные и обольстительные движения.)

 

КЛОУН: — Что это за аллюр? Скажи-ка, ты, может быть, над нами издеваешься? За нашей-то спиной, а? Господин Лойаль, я вам еще хотел сказать…

 

(Август теперь еще быстрее размахивает руками и занятый своей жестикуляцией дает клоуну случайно оплеуху. Тот отвечает ему ударом батона. Август падает со стула. Он выражает теперь свое недовольство теми же движениями, что и раньше, подстраиваясь однако под свое новое положение.)

 

ШПРЕХ: — Послушайте, с меня теперь хватит! Это длится уже слишком долго. Я лучше конфискую ваши инструменты, тогда вы сможете подумать, где вы будете играть!

 

(Он отбирает у них тромбон и гитару и уходит с ними. Клоун и Август смотрят ему вслед, ссорятся и уходят…)

 

Еще почитать:
НАКЛЕЙЩИКИ АФИШ (1930, 1935)
ВОРОНКА, МОНЕТА, ВОДА (1915, Россия)
Запечатанная вечность
Anna Raven
ОДИННАДЦАТЬ ПАЛЬЦЕВ (1920)

Профессионально - исследования жанров клоунады (буффонада и эксцентрика). Натаскивание актеров, создание оригинального репертура на основе гэговых цепочек. Страница создана для размещения архива: старинные клоунады, неизвестные или забытые клоуны, актерские системы, философия и психология комического, пружины творческой фантазии...


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть