«СТРЕЛЬБА В ЯБЛОКО» (1908, Россия)
/В дальнейшем эта клоунада стала чрезвычайно популярной и породила вариации, которые могут считаться отдельными авторскими произведениями. Примером, она проходила под названием «Вильгельм Телль (братья Фрателини, 1930 год). Рекомендуется сверка различных «современных» версий – примером: 1996-ТЮЗ и 1998-пантомима… Сверьте с клоунадами «Стрельба в шары», «Стрельба в спичку» и другими, использующими тот же подход или приемы. В версии 1908 года использована клоунада «Живой-Мертвый»…/
РЫЖИЙ клоун – Теодор
БЕЛЫЙ клоун – Идеал
(Выходит Клоун с револьвером в руке, ищет мишень, хочет — выстрелить в электрическую лампочку. Увидев Рыжего, берет его за руку, ведет вокруг манежа и ставит на середине. Затем достает из кармана яблоко, кладет его на голову Рыжему и уходит на другую половину манежа. Яблоко скатывается с головы…)
РЫЖИЙ (кричит): — Упало!
(Клоун возвращается, снова кладет яблоко на голову Рыжему и уходит. Яблоко опять падает.)
РЫЖИЙ (кричит): — Упало!
(Подходит Клоун, поднимает яблоко и пытается положить его более устойчиво, но яблоко все скатывается. Тогда Клоун откусывает кусок яблока и после этого ставит на голову Рыжему — оно стоит теперь прочно и не падает. Рыжий дает уйти Клоуну на свое место и, вспомнив, что Клоун откусил яблоко, делает это тоже, но увлекается и продолжает есть яблоко. Клоун, увидев, подходит к Рыжему, отнимает яблоко и хочет его установить на голове у Рыжего. Рыжий тянется за яблоком, как будто бы намагниченный и хочет взять яблоко. Клоун частыми, легкими уларами бьет Рыжего по руке, не позволяя ему есть яблоко. Несколько раз он поворачивается, чтобы отойти и ловит Рыжего на его попытке снять с головы и съесть яблоко, удерживает его от этого. Затем Клоун уходит. Повернувшись, видит намерение Рыжего снять яблоко и дает Рыжему о себе знать мимикой и криком. Когда Клоун поворачивается лицом к Рыжему, тот часто бьет себя по руке, как это делал Клоун и поспешно кладет яблоко на голову, наконец Клоуну это надоело, он уже не смотрит на Рыжего и быстро идет к выходу униформы. Рыжий воспользовавшись тем, что Клоун уже не смотрит, съедает все яблоко, оставляя маленький кусочек и кладет его на голову. Клоун с выхода униформы всматривается и не может увидеть яблоко, наконец стреляет. Рыжий падает и корчится в судорогах, как убитый. Клоун не ожидал такого результата…)
ШПРЕХ (подходя): — Что вы сделали?
(Рыжий еще раз вздрагивает и затем лежит неподвижно, как убитый.)
КЛОУН: — Это вы его убили?
ШПРЕХ: — Нет, это вы!
(Завязывается спор — кто убил Рыжего…)
РЫЖИЙ (поднимается и, показывая на Клоуна):
— Это он меня убил!
(после чего опять ложится на манеж и остается недвижим)
ШПРЕХ: — Если вы его не уберете, вам будет скверно».
КЛОУН: — Хорошо, я с удовольствием уберу его, если вы дадите мне какое-нибудь покрывало.
(Шпрех с униформой выносят покрывало в сложенном виде покрывало на 2,5 метров белого коленкора в полметра. В покрывало продеты 2 палки по полтора метра длины. На палки одеты ботинки размера Рыжего. Покрывало сложено так, что не видно ни палок, ни ботинок. Когда Рыжего накрывают покрывалом, он поднимает колени, и униформист поднимает его за затылок. Он становится на ноги, руками на уровне корпуса держит прибитые к палкам ботинки. Голова на уровне всей фигуры. Получается полное впечатление, что Рыжий лежит и униформисты уносят его. В продолжение шествия Рыжий несколько раз толкает ботинками Клоуна. В конце шествия кладет ботинки ему на плечи. Шествие скрывается за кулисами…)
— — — — — — — —
ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:
Клоуны Братья Идеал — один традиционно белый в шикарном костюме, другой, Теодор — очень талантливый рыжий, удачно копирующий Эйжена Пилата, одного из корифеев клоунады. На протяжении 20 лет их работы не один раз повторялись моменты, когда их очень трудно было отличить — копия была достойна оригинала. О некоторых, исполняемых ими антре, сам, Эйжен говорил, что в исполнении он нисколько не уступает ему — Эйжену. Гораздо позже Братья Идеал в программах стали называться Идеал и Теодор. Полностью развернуться способностям Теодора помешало пристрастие к алкоголю. По временам он стал запивать, чем дальше, тем сильнее, отодвигая свою цирковую работу на второй план, не уделяя ей должного внимания и иногда не участвуя в объявленных выступлениях…