/Представлены две, мало отличающиеся, версии антре. Классика! Исполняется по сей день. Рекомендуется ознакомиться с видеозаписями «Стрелок» 1988 (Соколов-Александров) и «Проделки Рыжего клоуна» (1996) ТЮЗ, являющиеся хорошим промежуточным итогом на пути совершенствования антре… Представленные версии взгляд сыровато, они излишне многословны. Тем примечательнее изменения, которые внесли такие буфф-мастера, как Альперов-Младший с партнером или коверный Анатолий Смыков, благодаря которому сохранился текст последней буффонадной классической версии…/
«СТРЕЛЬБА В ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ» (1860, 1950) – версия 1
КЛОУН — Лулу (Люсьен Сенешал)
АВГУСТ — Тонио (Роберт Беллего)
ШПРЕХ — Лойал (Георг Лойал)
(Клоун появляется на манеж с тремя шарами из кишок животных.)
/Внимание! Запись источника – «шарами из кишок животных» — требует особого внимания. Первое – она говорит, что антре имеет гораздо более давнюю историю, чем приложено к описанию. Второе, подобного рода реквизит – в частности надутые бычьи пузыри, наполненные горохом, используемые клоунами для громких звучных ударов по голове, был задействован как в комедиях средневековья, так и шутами при дворе…/
КЛОУН: — Здравствуйте, Месье Луаяль. Как вы поживаете?
ШПРЕХ: — Благодарю вас. Очень хорошо. А вы?
КЛОУН: — Не совсем так, как я бы хотел. Мне нужен кто-нибудь, чтобы мне помочь. И, как будто бы нарочно, я никого не нахожу. А вы, Месье Луаяль, скажите мне, не хотели бы вы мне помочь?
ШПРЕХ: — С удовольствием. Что надо делать?
КЛОУН: — Ничего особенного. Это не сложно. Вы не боитесь держать шары?
ШПРЕХ: — Не считаю я этого.
КЛОУН (удовлетворенно): — Тогда вот! Держите эти шары двумя руками над головой. Становитесь там и не двигайтесь.
(Он пересекает манеж, располагается на другом конце напротив Шпреха, берет револьвер и прицеливается…)
— Раз, два, три!
ШПРЕХ (с движением протеста): — Оп ля! Остановитесь! Что вы собираетесь делать? Вы сумасшедший! Но я не хочу!
КЛОУН: — Чего вы не хотите…? Я никогда этого не видел!
ШПРЕХ: — Что вы собираетесь делать?
КЛОУН (догоняя его): — Вы не поняли? Вы держите шар на голове. Я иду туда, я возвращаюсь, я целюсь. Пам! Шар лопается.
ШПРЕХ: — Я хорошо все понял. Я великолепно понял. Мерси! Ничего, если вы просто промахнетесь, а если вы мне выколите глаз, вы же их не замените. Ищите другого. У меня не пойдет! Вы насмехаетесь над народом!
КЛОУН (надменно): — Я никогда не промахиваюсь!
ШПРЕХ: — О! Это хорошо. Я вижу здесь более хитрого человека, чем вы!
АВГУСТ (появляясь): — Что здесь происходит? Что за шум?
КЛОУН (улыбаясь): — Ты знаком с Месье Луаялем? У него вид очень сильного человека? Ничего подобного, он совсем не сильный. Он боится.
АВГУСТ: — Чего он боится?
КЛОУН: — Шара!
АВГУСТ (разражаясь смехом): — Он боится шара! О! Ля, ля!
КЛОУН (прибавляя): — Мяча и шара! А ты не боишься держать шар — вот так?
АВГУСТ (хватая шар): — Он боится держать шар — вот так?
КЛОУН: — Да! Это кстати не так трудно. Ты же видишь, ты не боишься.
АВГУСТ: — Я вообще ничего не боюсь. Никто не боится этого!
КЛОУН (ободряя): — Это хорошо. Тогда становись там и держи шар. (Август выполняет) — Держи его как следует — над головой.
(Август кладет руки над своей шляпой. Клоун делает несколько шагов и возвращается к Августу.)
КЛОУН: — Подожди. Сними свою шляпу. Она наводит тень.
АВГУСТ (взглянув вверх): — Солнца же нет!
КЛОУН (спешащий): — Лишний повод.
(Он берет шляпу Августа, кладет ее на пол и пересекает манеж. Затем поворачивается спиной. Август кладет на манеж шар, который взлетает, и торопится поднять свою шляпу. Когда Август хочет снова взять шар, он его больше не находит. Он спрашивает близь сидящего зрителя, недоверчиво качая головой. Клоун готовится к выстрелу.)
КЛОУН: — Где же шар?
АВГУСТ: — Шар?
(Он смотрит на зрителя и указывает на него, как виноватого. Клоун смотрит на зрителя злым взглядом и дает другой шар Августу.)
КЛОУН: — Слушай и внимательно следи за тем, что ты делаешь!
(Август кладет шар под руку и задорно становится перед зрителем, тряся головой с видом, говорящим: «На этот раз у «вас не будет шара!» и не замечая, как шар скользит и взлетает вверх на колосники. Клоун садится на другую сторону манежа. Он заряжает свой пистолет.)
— Тонио! Куда ты положил шар?
АВГУСТ (гордо показывая свою руку): — Он там, под ней.
КЛОУН (возвращается недовольный): — Где?
АВГУСТ (уверенный): — Там!
(Он готовится его взять и больше его не находит.)
— Он был под моей рукой!
КЛОУН (саркастически): — Он был под твоей рукой! Я тебя прошу, будь внимателен к тому, что ты делаешь. Вот третий шар. Держи его как следует двумя руками, вот так.
(Август сжимает так сильно шар между руками, что он лопается.)
КЛОУН (Шпреху): — У вас не будет другого шара?
ШПРЕХ: — Ну, конечно! Я хочу видеть продолжение. Держи, Тонио!
АВГУСТ (подбежав к барьеру): — Я, я не боюсь держать шар.
(Он берет шар, быстро возвращается, спотыкается о ковер и падает на шар, раздавливает его.)
КЛОУН (пожимая плечами, к Августу): — Пойди за другим шаром.
(Август возвращается с шаром, который он держит за нитку. Он наблюдает за Клоуном, ожидающего его с револьвером в руках.)
— Держи шар над головой.
(Август, пробует, он боится, он видит ствол револьвера, направленного на него. Он отпускает нитку, но ловит ее снова несколько раз, чтобы шар был над его головой.)
АВГУСТ (заинтересованный): — Что ты собираешься делать с револьвером?
КЛОУН: — Ты не боишься шара, не правда ли?
(Август отрицательно покачивает головой)
— Ни шара… (тот же жест Августа) …ни револьвера?
(Август дрожит и, не отдавая себе отчет, обрывает нитку, и шар взлетает.)
АВГУСТ: — Все в порядке! Он опять улетел!
ШПРЕХ (появляется с несколькими шарами): — Но это так не закончится. Я хочу видеть продолжение. Раз вы ничего не боитесь.
(Он дает Августу много шаров. В этот момент с лаем выбегает собака, прыгает возле шаров, кусает их, бросается к Августу, сваливает его с ног. Август поднимается, Клоун стреляет два раза из револьвера. Август уходит с манежа в сопровождении собаки и Клоуна…)
— — — — — — — —
/Обратите внимание. Данная версия уже обладает находками, которые сделают антре успешным, но еще нет финала, а логичное построение действий не отточена до той точности, что требуется антре. Клоуны вынуждены обратиться к «шари-вари» с собакой, чтобы не уйти с манежа под звук собственных шагов. Многовато отсебятины. Ощущение, что клоуны только прощупывают доставшийся им материал… Возможно, сам текст не принадлежал им, а был куплен. Такое случалось сплошь и рядом. С клоунами и актерами варьете работали различного рода авторы, в основном безденежные, они приносили «премьерам» свои шутки, фрагменты диалогов, трюки и часто вместе с ними тут же на месте пытались «собрать» антре из различных кусочков – старых и новых…/
— — — — — — — —
«СТРЕЛЬБА В ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ» (1860, 1950) – версия 2
/Вторая версия выглядит более отлаженной, чем первая, что говорит о том – она прошла обкатку. Исчез, пусть не окончательно, лишний текст, но еще не появился – не нашли – финал, и потому клоуны вынуждены пользоваться проверенным приемом, пусть и «притянутым за уши»…/
КЛОУН — Лулу (Люсьен Сенешал)
АВГУСТ — Тонио (Роберт Беллего)
ШПРЕХ — Лойал (Георг Лойал)
(Клоун выходит на манеж с надутыми шарами. Он замечает шпрехшталмейстера).
КЛОУН: — Добрый день, господин Лойал! Как дела?
ШПРЕХ: — Спасибо, очень хорошо. Я у Вас?
КЛОУН: — Не так хорошо, как бы я этого желал. Мне нужен какой-нибудь ассистент в работе и, как будто меня черт попутал, я никого не могу найти. Но скажите, господин Лойал, не могли бы Вы мне немножко помочь?
ШПРЕХ: — С удовольствием! Чем я могу быть Вам полезен?
КЛОУН: — О, это не трудно. Вы же ведь не боитесь держать воздушный шар?
ШПРЕХ: — Думаю, что нет.
КЛОУН: (довольный): — Итак, держите тогда этот шар обеими руками вот так, над головой. Встаньте туда и не шевелитесь.
(Он идет на другой конец манежа, останавливается там, берет свой пистолет и целится в шпрехшталмейстера)
— Один! Два! Три!
ШПРЕХ (отворачивается): — Эй! Стой! Что же Вы хотите делать? Вы с ума сошли?! Это мне не нравится!
КЛОУН: — Вам это не нравится? Такого у меня еще не случалось!
ШПРЕХ: — Да, но что же Вы хотите делать?
КЛОУН (подходит к нему): — Разве Вы не поняли? Вы держите шар над своей головой. Я иду туда, поворачиваюсь и целюсь. Бах! Я разрываю шар!
ШПРЕХ: — О, да, я хорошо понял. Я даже очень хорошо понял — большое спасибо! Если Вы не попадете в шар и прострелите мне глаз, то Вы его определенно не замените? Поищите себе кого-нибудь другого, я в этом не участвую. Вы, наверное, издеваетесь надо мной!
КЛОУН (хвастливо): — Я всегда попадаю в цель!
ШПРЕХ: — Ну, ну! Я здесь встречал стрелков и получше, чем Вы!
АВГУСТ (заходит): — Что же случилось? Почему Вы так шумите?
КЛОУН (улыбаясь): — Ты же знаешь господина Лойала! Он большой. Он выглядит сильным. Однако — он никакой не сильный. Он боится!
АВГУСТ: — Боится!? Чего?
КЛОУН: — Воздушного шара!
АВГУСТ (давится от удовольствия): — Что? Он боится воздушного шара? Хо, хо!
КЛОУН: — Воздушного шара и пули!
АВГУСТ (размышляя): — Ах так! Пули? Ага!
КЛОУН: — Скажи-ка, Тонио, ты же ведь не боишься держать воздушный шар?! (берет воздушный шар и держит его обеими руками над головой)
АВГУСТ (берет шар): — Он боится вот так держать шар?
КЛОУН: — Да! К тому же это не трудно! Видишь, ты же не боишься?
АВГУСТ: — Я ничего не боюсь! Это невозможно себе представить, чтобы такого бояться!
КЛОУН: — Очень хорошо. И так, встань туда и держи шар. Держи его хорошо над головой!
(Август держит руки над своей шляпой. Клоун делает несколько шагов, поворачивается и снова возвращается к Августу).
— Стой! Опусти свою шляпу вниз, от нее падает тень!
АВГУСТ (смотрит вверх): — Но солнце же не светит!
КЛОУН: — Именно поэтому.
(Он снимает с него шляпу, кладет ее на пол и идет через манеж. Когда он поворачивается к Августу спиной, тот прижимает воздушный шар к полу и спешит поднять свою шляпу. Когда хочет взять шар, то его уже не находит, так как шар взлетел. Август растерянно смотрит на сидящего рядом зрителя, сомнительно покачивает головой. Клоун хочет прицеливаться)
— Где же воздушный шар?
АВГУСТ: — Воздушный шар? (замечает зрителя и показывает на него)
КЛОУН (сердито смотрит на зрителя и дает Августу другой шар):
— Послушай, дорогой, смотри, что ты делаешь.
(Август сует шар под мышку, шар выскальзывает у него и летит под купол, но он этого не замечает и ходит вызывающе взад и вперед перед зрителем. Затем качает головой, как будто хочет сказать: в этот раз Вы шар не получите! Клоун, меж тем, отошел на другой конец манежа, готовится к выстрелу).
— Тонио, где шар?
АВГУСТ (показывая гордо подмышку): — Здесь!
КЛОУН (угрюмо возвращается): — Где?
АВГУСТ (уверенный в своей правоте): — Здесь!
(хочет схватить шарик, но ничего не находит)
— Надо же! Вот это сильная штука! Он был у меня под мышкой.
КЛОУН (саркастически): — Он был у тебя под мышкой!?… Теперь смотри-ка, наконец, что ты делаешь! Вот тебе третий шар! Держи его на сей раз крепко, обеими руками, вот так!
(Август сжимает шар обеими руками так сильно, что тот лопается. Клоун обращается к шпрехшталмейстеру)
— Нет ли Вас еще одного шара?
ШПРЕХ (поспешно): — Ну, конечно, же! Я хотел бы посмотреть, как это выглядит? Вот, Тонио!
(Август берет шар, бежит обратно на свое место, спотыкается о ковер и падает на шар, шар лопается).
КЛОУН (пожимает плечами): — Что это за шар? (Августу) Возьми новый!
(Август берет шар, который держит за нитку. Он наблюдает за клоуном, который ждет его с пистолетом в руке).
— Держи шар над головой!
(Август пытается. Он боится. Он смотрит на наведенный на него пистолет. Он отпускает нитку, но вовремя ее ловит снова. Это повторяется несколько раз. Он хочет держать шар над головой).
АВГУСТ (беспокойно): — Что ты хочешь делать с пистолетом?
КЛОУН: — Ты же не боишься воздушного шара, а?
(Август качает головой)
— И пули не боишься?
(Август снова качает головой)
— Которая вылетает из пистолета?
(Август трясется всем телом и отпускает нитку. Шар улетает).
— Вот тебе на! Он снова улетел!
ШПРЕХ (идет с несколькими шарами): — Но так мы не закончим. Я бы хотел видеть, как будет дальше. Так как Вы… (иронично) ничего не боитесь!…
(Он дает Августу целую связку шаров. В это время на манеж выбегает лающая собака, прыгает на шары, хочет их схватить, бросается в ноги Августу, который ее отталкивает. Он снова встает, а собака повисла на его штанине. Он убегает. Клоун стреляет два раза из пистолета. Август убегает с манежа, за ним следуют собака и клоун).