«САЛЬТО-МОРТАЛЕ НА ПЛАТОК» (1910, Россия)
РЫЖИЙ – Бацола-Ренц
ШПРЕХ — ?
(На манеж под музыку выбегает собачка. Бежит быстро по манежу по барьеру. На спине у нее прикреплен обруч, на котором написано «Рыжий Ренц». Собачка убегает. На четырехколесной площадочке стоит кресло, своеобразный вид выезда — в повозку впряжено два гуся, которые вывозят Рыжего. Обежав полманежа, гуси скрываются за кулисами. Рыжий сходит на манеж…)
РЫЖИЙ: — Господин Шпрех! Я вам покажу сегодня несколько рекордных сальто-морталей. Мой первый сальто-мортале: вот носовой платок, я его положу на землю. Встану так, что платок будет между ног. Перекручу в воздухе сальто и приду на то же самое место.
ШПРЕХ: — Этого не может быть!
РЫЖИЙ: — Смотрите! Считаю и кручу сальто. Раз, два, три — кручу!
(Крутит сальто. Пока он считает, Шпрех берет платок и кладет влево от Рыжего на пол аршина…)
— Попал!
(Смотрит под ноги — платка нет. Ищет платок.)
ШПРЕХ: — Господин Ренц, вы взяли слишком вправо. Ваш платок находится слева.
РЫЖИЙ: — Вправо? Ну что же, давайте еще раз попробуем.
(Кладет платок на место.)
— Раз, два, три!
(Крутит сальто. Шпрех перекладывает платок вправо.)
— Попал!
ШПРЕХ: — Нет, взяли влево!
РЫЖИЙ (бросается вправо и видит платок):
— Не попал, ну и что же, давайте попробуем последний раз!
(Становится у платка, считает…)
— Раз… два…
(Шпрех нагибается, хочет переложить платок. В это время на счете «два» Рыжий поворачивается и видит, что Шпрех хочет взять паток. Шпрех спохватился и делает вид, что поднимает что-то с манежа…)
РЫЖИЙ: — В чем дело?
ШПРЕХ: — Видите, я нашел цепочку. Боюсь, чтобы вы не поскользнулись и не упали…
РЫЖИЙ: — Цепочка? Спасибо! Раз, два…
(Рыжий быстро поворачивается и видит, что Шпрех, нагнувшись, быстро хватается за ногу…)
— Господин Шпрех, что с вами?
ШПРЕХ: — Ревматизм в ноге.
РЫЖИЙ: — Ах, ревматизм в ноге? Ничего, я его вам вылечу.
(Считает «раз, два», быстро поворачивается, дает подбегающему к платку Шпреху пощечину. Считает «три», крутит сальто и попадает на платок…)
ШПРЕХ: — Что вы делаете?
РЫЖИЙ: — Вылечил ревматизм, нашел цепочку и попал на платок!.. (пауза)
— Господин Шпрех! Попросите моего друга Джимми.
(Из-за кулис выбегает собачка.)
— Господа! Разрешите познакомить вас с моим другом Джимми. Он во всем подражает мне: Я весел и он весел…
(Собака прыгает перед Рыжим с лаем.)
— Я служу директору, а он передо мной…
(собака служит)
— Я гуляю и он гуляет…
(Рыжий гуляет, держа руки в карманах. Собака бегает между ног у клоуна…)
— Я кручу сальто и он тоже.
ШПРЕХ: — Ну это вы заговорились. Собака не может крутить сальто.
РЫЖИЙ: — Первым делом — как грубо – «собака»! Это друг и он вам покажет, что он умеет делать сальто. Джимми! Крути несколько сальто-морталей! Садись у главного выхода!
(Собака бежит и садится, где было приказано.)
— Ну, крути! Крути же! Ах я и забыл, что ты не любишь, чтобы я смотрел. Пожалуйста! Я уйду в униформу. А вы, господин маэстро, дирижер оркестра сыграйте ему что-нибудь, чтобы ему было веселей крутить…
(Рыжий уходит к униформе. Оркестр играет галоп. Собака крутит сальто по всему манежу от главного выхода до униформы…)
— — — — — — — —
КОММЕНТАРИЙ от Альперова:
Бацола-Ренц, Цирк Труцци, 1910 год. Бацола-Ренц, один из артистов старинной цирковой семьи, воспитывался на традициях цирка, знал все жанры от езды на лошади до дрессировки. 30-ти лет оставил все жанры и перешел на клоунаду, стал работать в соло-антре эксцентрического жанра, используя все виды циркового искусства. Неизменный черный костюм, брюки до груди, крахмальная рубашка, большой крахмальный воротник, большой белый жилет до колен, сюртук до икр, большой цилиндр. Грим — парик, посередине черный редкий пробор. Грим — 3-й номер, большой рот, красный носик. Говорил по-русски с акцентом. Работу вел в очень поднятом темпе, был необычайно подвижен и очень весел…