« » ТАНЦУЮЩИЙ ЧУЛОК (1909, Россия)

Прочитали 988









Оглавление
Содержание серии


«ТАНЦУЮЩИЙ ЧУЛОК» (1909, Россия)

 

КЛОУН – Андро Чинизелли

РЫЖИЙ – Анжело Чинизелли

ШПРЕХ — ?

 

(Оркестр играет вступление. На арену выходит Клоун с гитарой и Рыжий с мандолиной. С их появлением оркестр умолкает. Клоун и Рыжий остаются на барьере…)

 

КЛОУН (обращаясь к Шпреху): — Господин Шпрехшталмейстер! Арена у вас свободна? Можно ее занять для разговора?

(Шпрех подходит к нему)

— Да, я забыл с вами поздороваться. Здравствуйте, господин Шпрехшталмейстер!

 

(Протягивает ему руку. Шпрех делает тоже движение. Клоун вместо того, чтобы пожать протянутую руку, быстро убирает свою руку, чтобы снять со своей головы колпак. Шпрех остается в недоумении с протянутой рукой. Рыжий видит, это и, желая тоже подшутить над Шпрехом, повторяет игру Клоуна…)

 

РЫЖИЙ: — Здравствуйте, господин Шпрех!

 

(Протягивает руку. Шпрех делает встречное движение. Рыжий вместо пожатия снимает с головы котелок, Шпрех и теперь остается с протянутой рукой…)

 

КЛОУН: — Господин Шпрехшталмейстер! Значит, мы можем начать наш концерт? Большое вам спасибо!

 

(Шпрех подбегает, хочет пожать руку Клоуна, но Клоун по-прежнему снимает колпак. Рыжий смеется — Шпрех опять остается в глупом положении с протянутой рукой. Шпрех сердится, нервничает. Рыжий хочет опять разыграть Шпреха…)

 

РЫЖИЙ: — Господин Шпрех! Значит — мы можем начинать наш концерт? Большое вам спасибо!

(протягивает руку)

ШПРЕХ (сердится): — Довольно! Хватит! Я вам больше руки не подам. Вы! Меня обманули. Я подаю вам руку, а вы — давай снимать котелок!

 

(Рыжий стоит с протянутой рукой в немой позе, смотрит то на Шпреха, то на Клоуна. Клоун показывает Шпреху, что он задержит котелок Рыжего, и Шпрех может дать руку. После долгих переговоров Шпрех соглашается подать руку Рыжему, убедившись, что Клоун задержит рукой котелок Рыжего…)

 

ШПРЕХ: — Ну, хорошо, господин Рыжий, я вам последний раз протягиваю руку.

 

(Шпрех протягивает руку, зная, что Клоун держит рукой котелок Рыжего, и у того намеченный ход отрезан — котелка он снять не сможет. Но, как только Шпрех протягивает руку, Рыжий неожиданно протягивает ногу. Шпрех сердится и уходит с манежа. Клоун и Рыжий смеются…)

 

РЫЖИЙ: — Вот дурак! Не понял, что мы сговорились и его разыгрываем!

КЛОУН: — Ну, хватит! Посмеялись и довольно! Теперь давай давать концерт. Садись!

 

(Рыжий садится на середине манежа, хочет сесть на стул, но стул шатается, он его переставляет, стул все шатается. Рыжий достает из кармана газету, отрывает от нее меленький кусочек, подкладывает под ножку — стул стоит прочно. Оба садятся на стулья, играют на принесенных инструментах. У Рыжего чешется нога, он перестает играть и чешет ногу. Клоун смотрит на Рыжего…)

 

КЛОУН: — Некрасиво проделывать это перед публикой! Играй!

 

(Продолжают играть. Через некоторое время Рыжий снова чешет ногу, прекращает игру, снимает ботинок, чулок, бросает чулок в опилки, а ботинок одевает и играет с Клоуном бравурную музыку. Чулок вдруг начинает потихоньку шевелиться, затем танцевать, убыстряя темп. Рыжий ошеломлен. Он держит мандолину, как ковш, дрожит, потом вспоминает, что у него в кармане револьвер, достает его и стреляет в чулок, который теперь танцует все медленнее, пока не затихает совсем. Рыжий успокаивается, бросает револьвер и игра продолжается. Вдруг Рыжий чувствует, что кто-то щекочет его. Сперва он смеется, но присмотревшись, видит, что у него под рукой кто-то маленького роста, весь в белом, с оскаленным ртом. В ужасе он бежит, становится на барьере и, весь дрожа, зовет Клоуна. Но Клоун тоже испуган. Не видя причины испуга, он бежит к Рыжему, спрашивает его, в чем дело. Рассказывает ему…)

 

РЫЖИЙ: — Представь себе, я ничего не знаю, и вдруг ко мне лезет кто-то белый с оскаленными зубами, хочет съесть меня и говорит, что он вегетарианец. Я конечно не испугался и трах его по голове!

 

(Рыжий ударяет Клоуна батоном. Клоун его успокаивает.)

 

КЛОУН: — Перестань, довольно фантазировать, давай лучше играть.

(К клоуну незаметно подкрадывается фигура во всем черном и обнимает его. Клоун, не оборачиваясь…)

— Слушай, Рыжий! Довольно тебе шутить. Не мешай мне играть. Оставь меня!

 

(Поворачивает голову и тут только замечает, что ему мешает играть какая-то черная фигура. Он тоже пугается, зовет Рыжего, но тот, не поворачиваясь, падает со спинки стула на сидение и в панике бежит в места для публики, затем, успокоившись, возвращается на место обратно и спрашивает Клоуна…)

 

РЫЖИЙ: — Ну, что, видел?

КЛОУН: — Да, видел, большой, черный!

РЫЖИЙ: — Нет, маленький, белый!

КЛОУН: — Давай посмотрим вместе.

РЫЖИЙ: — Давай…

 

(Идет, дрожит, два раза вскрикивает и убегает назад, наконец, оба садятся рядом на стулья и играют. Снова появляется белая и черная фигуры с факелами, зажигают у Клоуна и Рыжего шутихи. Они с треском взрываются. Выстрелы. Клоун убегает за кулисы. Белый и черный хватают Рыжего и не пускают его за кулисы. Он сбрасывает пиджак и отмахивается он них. Фигуры исчезают за кулисами, а вместо них из-за кулис выбегает собака, хватает Рыжего за пиджак, валит его на землю. Вступает оркестр. Рыжий несколько раз падает, опрокинутый собакой, потом крутит ее вокруг себя и так уносит за кулисы…)

 

— — — — — — — —

 

ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:

 

Андро и Анжело Чинизелли, клоуны-эксцентрики, цирк «Чинизелли», 1909 год. Братья Андро и Анжело Чинизелли были артисты разнообразных жанров: в их выступлениях находили себе место и работа велофигуристов и жокеев и музыкальные номера. Андро больше всего любил жанр жокея и дрессировку лошадей. Этот талант он унаследовал от дяди Чипиони Чинизелли. Анжело сам по натуре был не плохой комик и поэтому все склонял брата на работу в комическом жанре, хотя тому эта работа была не совсем по душе даже при наличии хороших данных для этого. Братья Чинизелли начали работу в своем цирке еще совсем молодыми людьми, гастролируя в различных больших провинциальных городах. Выступая вместе, они поработали во всех жанрах и особенно много в жанре клоунов. В числе прочих талантов, которыми они были наделены, обладали и музыкальными. В совершенстве владея гитарой и мандолиной, они пользовались этим во всех своих выходах, что всегда способствовало большому успеху их многообразных и содержательных выступлений, находивших отзыв и достойную оценку, различных групп цирковой публики.

 

Еще почитать:
ЯЙЦО В КАРМАНЕ (1923)
Страх, что гонит сон прочь (пьеса)
Anna Raven
КОНСЕРВИРОВАННЫЕ ОРЕХИ (1880, 1945)
СЕКРЕТНАЯ ПРУЖИНА (1913, Россия)

Профессионально - исследования жанров клоунады (буффонада и эксцентрика). Натаскивание актеров, создание оригинального репертура на основе гэговых цепочек. Страница создана для размещения архива: старинные клоунады, неизвестные или забытые клоуны, актерские системы, философия и психология комического, пружины творческой фантазии...


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть