«КОШКИ» (1912, Россия)
КЛОУН – Жорж Момино
РЫЖИЙ – Пауль Момино
(Рыжий выходит очень расстроенный, здоровается с Клоуном.)
РЫЖИЙ — Представьте себе, сейчас со мной произошел редкий случай. Иду за кулисами и совершенно случайно наступил тигру на хвост.
КЛОУН: — Почему ты думаешь, что тигру?
РЫЖИЙ: — Как же, он как зарычит!
КЛОУН: — Как зарычит?
РЫЖИЙ: — Грозно: Мяу! Мяу!
КЛОУН: — Так это же была кошка!
РЫЖИЙ (упрямо): — Нет, не кошка!
КЛОУН: — А кто же?
РЫЖИЙ: — Кот!
КЛОУН: — Ты заговорил о кошках. Давай-ка мы с тобой разыграем кошачий роман. В этом романе ты будешь изображать большого рыжего кота, а я буду маленькая, беленькая, домашняя кошечка.
РЫЖИЙ: — Нет, не идет. Лучше ты будешь котом, а я буду маленькая, беленькая кошечка.
КЛОУН: — Нет, в кошечки ты не годишься.
РЫЖИЙ: — Ты не смотри, что я некрасив, зато я очень симпатичен.
КЛОУН: — Нет, ты будешь кот, а я кошечка. Наш манеж — это будет не манеж, а крыша четырехэтажного дома. Здесь буду я жить, а на другой стороне — ты. Ну иди вниз!
РЫЖИЙ: — Куда вниз? Я и так внизу.
(Клоун подходит к Рыжему, делает ему подножку. Рыжий падает.)
КЛОУН — Вниз! Понял!
РЫЖИЙ — Понял! Так бы сразу и сказал. А то — вниз! Когда «вниз»…
(Рыжий ложится на ковер, Клоун тоже. Оба лежат, молчат, раскинули руки, шевелят пальцами. Так проходит некоторое время. Наконец Клоун поднимает голову, окликивает Рыжего.)
КЛОУН: — Ты что делаешь?
РЫЖИЙ: — Кота.
/ «Кота, блин, делаю, не сбивай с настроя!» /
КЛОУН (лежит, шевелит пальцами, настравиаясь): — Так… Пора. Начинай!
РЫЖИЙ: — А я не знаю, с какой стороны начинать.
КЛОУН: — Ну, зови меня.
РЫЖИЙ: — Это можно. Жорж, иди сюда!
КЛОУН: — Да ты что? Где же ты видал, чтобы кошки говорили: Жорж, поди сюда?
РЫЖИЙ: — А как же?
КЛОУН: — Разве у тебя дома нет кошек?
РЫЖИЙ: — Есть.
КЛОУН: — Ну, а как ты к ней обращаешься?
РЫЖИЙ: – Пшла нафиг!
КЛОУН: — Нет, когда к себе зовешь.
РЫЖИЙ: — Так бы сразу и сказал. Кис-кис-кис-кис!
КЛОУН: — Глупый!
(сердится, бросает в Рыжего колпаком)
— Я тебе объясняю. Ты должен сказать: «Мадемуазель кошка, я вас очень люблю!»
РЫЖИЙ — Мадмуазель кошка! Я вас очень люблю!
(в смущении прикрывается локтем)
КЛОУН: — Не так! Где же ты видел, чтобы кот говорил человеческим языком. Это нужно по-кошачьи. Я тебя научу. Когда увидишь меня -хвостик крючком — это кошачья вежливость. Прижми руки к сердцу. И так…
(Клоун показывает, имитируя кошачье мяуканье. Рыжий смеется. Молча стоит на коленях, упершись в землю руками. Публика видит, как у Рыжего от смеха трясется спина. Клоун подходит к Рыжему и толкает его в спину. Тот падает кувырком, становится на четыре «лапы» и шипит.)
КЛОУН: — Разве коты смеются?
РЫЖИЙ: — А разве порядочные домашние кошки дерутся?
КЛОУН: — Говори, как я говорил.
РЫЖИЙ: — Я не могу. Они смеются.
(показывает на зрителей)
КЛОУН: — Пусть смеются. Говори!
(Рыжий имитирует мяуканье.)
— Хорошо! Продолжай дальше.
(Клоун и Рыжий, в унисон мяукая, перекатываются через спину, поднимаются на руках, имитируя кошек в движениях и голосе. Рыжий мимикой показывает Клоуну, что он его очень любит и зовет мимикой кошечку к себе. Клоун ползет на четвереньках и, подойдя на близкое расстояние к Рыжему, быстро поворачивается к нему задом, вытягивая руки и ноги. Рыжий становится на колени, и у него волосы поднимаются дыбом — парик. Клоун отходит от него, Рыжий продолжает мяукать. Клоун зовет Рыжего к себе. Рыжий снимает ботинок и угрожающе машет им, как бы говоря: «А ну-ка попробуй, подойди!» Клоун шлет Рыжему воздушные поцелуи и зовет к себе. Рыжий мотает головой, что мол — нет и показывает Клоуну бумажник. Клоун пододвигается к Рыжему, медленно поднимается с земли и хочет взять бумажник у Рыжего. Тот прячет бумажник. Клоун дает апач Рыжему. Рыжий — Клоуну. Замахиваются друг на друга и замирают.)
КЛОУН: — Ну, ну, ну, ну! Брысь!
РЫЖИЙ: — Ну, ну, ну, ну! Сам – брысь!
(Подают друг другу руки, целуются, убегают за кулисы.)
— — — — — — — —
ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:
Братья Жорж и Пауль Момино — очень мягкие клоуны — свою карьеру начали жокеями и затем перешли на амплуа клоунов. В течении долгих сезонов они служили жокеями — наездниками в Петербурге в цирке Чинизелли и видели там клоуна Тонитова с партнерами (Тонитов каждый сезон менял Рыжего). Это дало возможность Паулю, в последствии игравшему Рыжего, переработать виденное им и создать свой особый тип Рыжего. Клоун Жорж во всем копировал клоуна Тонитова — от грима до костюмов. Рыжий Пауль — приятный молодой человек в широком черном костюме и рыжем парике, не много флегматичный, полупомешанный, но хитрый и достаточно веселый, хорошо знакомый с акробатикой. Они имели собственный репертуар, не прибегая к заимствованию у кого-либо из существующих клоунов…