«ВЕЧЕРНЯЯ ГАЗЕТА» или «ЧЕЛОВЕК-КУРИЦА»
(1908, Россия)
КЛОУН – Парми
АВГУСТ – Парми
РЫЖИЙ – Бернардо ?
ШПРЕХ – ?
(Выходит Клоун и обращается к Шпреху…)
КЛОУН: — На сегодня я приготовил очень интересные номера, но вы должны мне помочь продемонстрировать их. У меня есть шпага. Я сделаю из коробок пирамиду, поставлю ее на лоб, буду балансировать и у вас на глазах проглочу шпагу…
(Клоун ставит на балансерку пирамиду из кубиков, поднимает ее до пояса. На манеж стремглав выбегает Рыжий и кричит во все горло…)
РЫЖИЙ: — Вечерняя газета!..
(Пробегая через манеж, толкает Клоуна, тот рассыпает пирамиду и стоит в недоумении, не понимая, в чем дело…)
КЛОУН: — Что случилось, в чем дело?
ШПРЕХ: — Ничего особенного. Это Рыжий торгует у нас последним выпуском газет. Он продает газету.
КЛОУН: — Ну, хорошо. Если он еще раз появится, я поговорю с ним по-своему.
(Ставит вторично кубики на балансерку. И только он успевает установить, как Рыжий снова бежит через манеж с криком: «Вечерняя газета!», валит кубики Клоуну под ноги. Тот бьет Рыжего батоном. Рыжий падает каскадом на спину и рассыпает газеты веером. Они летят вверх под купол цирка. Клоун победоносно ходит по манежу…)
КЛОУН: — Ну, Рыжий, больше не придет сюда. Он хорошо получил… /огреб?/
(Ставит кубики на пьедестальчик и хочет, взять на лоб для балансировки, но в это время на манеж выходит Август весь забинтованный, хромой, на костылях, едва передвигается. Проходит по манежу мимо Клоуна. Клоун увидал его, достает револьвер и стреляет в него в упор. Калека бросает костыли и со всех ног бежит с манежа. Клоун хохочет, берега пьедестальчик с кубиками и балансирует кубики на лбу, при этом глотает шпагу. Появляется первый Рыжий, и видя, как Клоун глотает шпагу, приходит в восторг. Клоун вынимает шпагу изо рта и кланяется на аплодисменты. Рыжий берет шпагу, пробует ее глотать, но у него ничего не выходит. Случайно он опирается на шпагу — вся шпага при этом уходит в рукоятку. Рыжий смеется и показывает Клоуну, что его секрет открыт, шпага складная. Клоун прогоняет его с манежа. Появляется второй Рыжий — бежит по партеру и кричит: — «Свежий торт!» — в руках коробку с тортом: — «Один рубль кусок! Торт! Покупайте торт!» Клоун ударяет его батоном по спине. Рыжий спотыкается, торт летит зрителю /подсадка!/ в лицо с кремом /из мыла!/ вымазывает все лицо. Женщина /подсадка!/ выводит пострадавшего из цирка. Клоун прогоняет с манежа и второго Рыжего…)
КЛОУН (обращается к Шпреху): — Да, не везет мне сегодня с моим выступлением. Я даже не знаю, с чем выступать. О! У меня есть сенсация. Человек-Курица!
ШПРЕХ: — В чем она заключается?
КЛОУН: — О, это знаменито: человек несет яйца! Я вам сейчас покажу, но мне нужен помощник.
ШПРЕХ: — Хоть два!
КЛОУН: — Нет, один достаточно…
(выходит первый Рыжий)
— Ты мне очень нужен. Ты мне будешь помогать!
(Рыжий ничего не отвечает, молчит. Не выходит дальше униформы.)
— Ты у меня будешь человек-курица, будешь нести яйца, ко-ко-ко!
(Рыжий делает, несколько движений, напоминающих курицу и во рту у него появляется яйцо. Выходит второй Рыжий, смеется и говорит, что яйца не настоящие. Клоун в это время быстро вытаскивает изо рта у первого Рыжего несколько яиц и, услышав, что второй Рыжий говорит, что яйца не настоящие, кидает одно яйцо вверх. Оно попадает на голову второму Рыжему и там разбивается. Рыжий, вымазанный яйцом, с плачем скрывается за кулисами. Клоун быстро вытаскивает изо рта у первого Рыжего несколько яиц и раскланивается перед публикой. Первый Рыжий, видя, что Клоун раскланивается, тоже начинает раскланиваться, а из-за спины у него вываливаются яйца, лежавшие там в сетчатом мешочке. Фокус испорчен — секрет открыт. У Клоуна с Рыжим начинается спор. Рыжий вынимает изо рта, деревянную половинку яйца, кладет в рот Шпреху, и, заставляя его языком медленно выпирать изо рта, достает из-за спины Шпреха находящиеся там деревянные яйца, показывая публике, как проделывался этот, фокус, и как у него появились яйца. В проходе появляется второй Рыжий. На голове у него калач из тряпки и ведро с водой. Клоун волнуется, что ему испортили фокус, размахивает батоном и ударяет по ведру с водой. Оттуда сильной струей брызгает вода — униформа разбегается. Так несколько раз. В споре первый Рыжий хватает доску и хочет ударить доской Клоуна. Тот нагибается, удар приходится по ведру. В ведре вываливается дно, вода обливает Рыжего и его голова входит в ведро. Он поворачивает ведро. На нем проделаны отверстия для глаз, нарисованы нос, глаза — получается маска, С ведром на голове он бежит за Клоуном. Второй Рыжий выгоняет их с манежа и уходит вдогонку за ними…)
— — — — — — — —
ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:
Трио Парми, клоуны-буфф, цирк Соболевского, 1908 год. Трио Парми типичны для того времени и несколько в новом жанре клоунады. Тройное антре было тогда новинкой и поэтому выступления трио Парми пользовались большим успехом у публики. Первыми показали тройное антре братьев Фрателлини. Многие стали копировать их. Парми в этом подражании были более удачливыми, в особенности старший, очень удачно игравший роль второго рыжего. Первый рыжий — высокий, в штанах из мешковины, длинных по грудь, на помочах, в коротком, по сгиб руки пиджачке, кажущихся длиннее. Третий Парми — пожилой, маленький, бритый, без парика природно рыжий, почти без грима, прямо причесан, с красненьким носиком, одет в широкий сюртук, суетливый, вечно куда-то спешит: Бернардо — вот портрет третьего Парми.