«ЗДЕСЬ ИГРАТЬ НЕЛЬЗЯ» (1900, Россия)
/Породила многочисленные подражания, исполняемые до сих пор. Упрощенные версии: «Здесь свистеть нельзя!» — клоун использует свистки. «Здесь шуметь нельзя!» — различного рода шумовые «музыкальные» инструменты. Рекомендую сверить с версией 1924 года в исполнении известных западных клоунов./
КЛОУН – Серж
ШПРЕХ — ?
(На манеж выходит Клоун с гитарой в руках. На спине у него гармошка. Садится у бокового входа, играет на гитаре и поет. К нему подходит Шпрех.)
ШПРЕХ: — Слушайте, господин Клоун, здесь играть нельзя.
(Клоун смотрит на Шпреха, переходит на другую сторону, садится на барьер, снова играет на гитаре и поет…)
ШПРЕХ (подходит): — Я вам сказал, что здесь играть нельзя.
КЛОУН: — Вы сказали, что там играть нельзя.
ШПРЕХ: — Это все равно.
КЛОУН: — Нет, там — это не тут, а тут — это не там.
ШПРЕХ: — Перестаньте играть!
(Берет у Клоуна гитару и уходит. Клоун останавливает его.)
КЛОУН: — Слушайте, господин! Где мы находимся? Отдайте гитару!
ШПРЕХ: — Гитару я вам не отдам, а находимся мы в цирке.
КЛОУН: — А что такое цирк?
ШПРЕХ: — Цирк — это такое место, где показывают артистов и дрессированных животных.
КЛОУН: — Нет, цирк — это такое место, где лошади, слоны, собаки, ослы, даже свиньи ведут себя приличнее, чем некоторые люди. Отдайте гитару!
ШПРЕХ: — Не отдам! (уходит)
(Клоун становится на середину манежа, снимет гармонь и играет. Выходит Шпрех, хлопает Клоуна по плечу.)
ШПРЕХ: — Я же вам сказал, что здесь играть нельзя.
КЛОУН: — Вы сказали, что там нельзя…. (показывает направо): — И там нельзя… (показывает налево): — А относительно середины вы ничего не говорили.
ШПРЕХ: — Слушайте! В цирке нигде играть нельзя. Если вы не подчинитесь, я прикажу вас отсюда гнать.
КЛОУН: — Гнать? Слушайте! А скажите, пожалуйста, какая разница между стадом коров и евреями?
ШПРЕХ: — Не знаю.
КЛОУН: — Стадо коров сначала гонят, гонят, а потом доят, а евреев сначала доят, доят, а потом гонят.
ШПРЕХ: — Ну, вот что! Помните, играть нельзя! (отнимает гармонь и уходит.)
КЛОУН — Отдай гармошку! Не дашь? Нет? Нет — и не надо. У меня еще есть.
(Достает из кармана окарину и играет. На манеже появляется один из униформистов, берет, Клоуна за шиворот, отнимает у него окарину и уходит.)
КЛОУН: — Пришел, увидел, и забрал! (обращается к униформе): — Скажите, у него папаша — не околоточный надзиратель? Но ничего, у меня еще есть.
(Достает флейту и играет. Немного погодя подходит униформист, берет флейту.)
УНИФОРМИСТ: — Вам сказали, что играть нельзя.
КЛОУН: — У меня еще есть!
(Достает из кармана деревянную свирелъку — свистульку и играет. Пока Клоун играет, один из униформистов подметает метлой барьер. Затем берет из бокового выхода стул и под конец игры подходит к Клоуну, ставит стул, бросает метлу, отнимает у играющего Клоуна инструмент и уходит. Клоун щупает карман, смотрит на метлу, достает воловий пузырь и надувает его. Достает струну, натягивает на метельник. Между метельником и струной вкладывает пузырь, садится на стул, настраивает, достает смычек из кармана и играет на одной струне.)
КЛОУН (прерываясь между игрой, заявляет): — А у меня еще есть.
(Выходят два униформиста, берут у Клоуна стул, метлу со смычком…)
УНИФОРМИСТЫ: — Не смейте играть!
КЛОУН: — А у меня еще есть.
(Достает крошечную гармошку из кармана и играет на ней. Подходит Шпрех. Клоун во время игры поворачивается, видит Шпреха, отдает ему гармошку…)
КЛОУН: — На!
(Шпрех берет и хочет уходить. Как только он повернулся…)
КЛОУН: — А у меня еще есть!
(Достает из кармана детского петушка и в спину Шпреху: «Ку-ка-реку!» Шпрех поворачивается, видит у Клоуна петушка…)
ШПРЕХ: — Отдайте петушка!
КЛОУН: — Не дам. Лучше сыграем с вами.
ШПРЕХ: — А как сыграем?
КЛОУН: — Я буду петушок, а вы курочка. Ходите курочкой вокруг петушка и кричите, как курица.
ШПРЕХ: (стоит рядом, с Клоуном и орет): — Как курица! Как курица! Как курица!
КЛОУН: — Что вы орете? Разве так играют? Нужно руки в бока, пошевелить руками, подрыгать ногой и подражать крику курицы, куд-куд-куда и вокруг петушка. Поняли?
ШПРЕХ: — Попробую! (стараясь проделать то, чему его научил Клоун)
КЛОУН: — Хорошо! Давайте играть!
(Шпрех повторяет ту же игру. Петушок Клоуна кукарекает. Так повторяется два раза.)
ШПРЕХ: — Ну, господин Клоун! Вы будете теперь курочка, а я петушок. Дайте мне петушка!
КЛОУН: — А вы мне его отдадите?
ШПРЕХ: — Отдам.
КЛОУН: — Нате! Начали играть!
(Клоун подражает курице, Шпрех подражает петушку, кукарекает и уходит. Клоун продолжает подражать курице…)
КЛОУН: — Ну, петушок кукарекай!
(Петушок молчит. Клоун поворачивается, видит, что Шпреха нет…)
КЛОУН (чуть не плача): — Петушок улетел! Отдайте петушка! Не отдадите? Нет? Нет? У меня еще есть.
(Достает свисток и свистит. К нему подбегает Шпрех.)
ШПРЕХ: — Кто здесь свистит?
КЛОУН: — Вон там кто-то. Показывает на публику.
(Переходит на другую сторону и снова свистит. Шпрех замечает, что свисток у Клоуна.)
ШПРЕХ: — А свисток-то у вас!
(Клоун свистит и кладет свисток под колпак. Шпрех подбегает к Клоуну, поднимает колпак, но слышит свист с другой стороны и бежит туда. Клоун зарывает свисток в опилки. Шпрех ищет. Клоун перебегает на другую сторону и снова свистит. Шпрех услышал свисток и бежит к Клоуну, тот кладет свисток под ковер у барьера. Шпрех ищет там. Раздается свисток. Шпрех приближается к Клоуну, тот делает вид, что бросает свисток в публику. Шпрех уходит. Вдогонку слышит свист. Шпрех возвращается, обыскивает Клоуна, лезет в карман. Клоун пришпиливает свисток ему на спину. Пока он ищет свисток по карманам Клоуна, тот свистит несколько раз в пришпиленный на спине Шпреха свисток. Наконец Шпрех замечает, где свисток, отшпиливает его и дает Клоуну апач.)
КЛОУН: — Отдайте мне мои игрушки (подходит к униформе)
ШПРЕХ: — Не получите, не дадим!
КЛОУН: — Отдайте! Не дадите? Ну, у меня еще есть!
(Берет с барьера трещотку. Бежит от униформы. Вся униформа бежит за ним вокруг манежа под галоп. Клоун скрывается в боковом проходе, за ним бросается униформа, задерживаясь на барьере. Неожиданно Клоун появляется в противоположном боковом входе и трещит в трещотку. Униформа бросается к нему, он исчезает и появляется в главном выходе, все время трещит в трещотку. Униформа бросается за ним в главный вход, но он появляется в выходе за кулисами, где всегда стоит униформа. Униформа бросается за ним, он появляется в оркестре, где за пультом стоит дирижер. Все это делается так быстро, что все изумлены. Униформа бросается в оркестр с двух сторон. Хватают Клоуна, выносят на манеж, сажают в большой мешок, завязывают и ставят мешок на барьер у главного входа. Подходит Шпрех, хочет взять мешок на плечи и унести за кулисы. Но не успевает он приподнять мешок, как тот снизу прорывается и оттуда вылезает ведьма, с трещоткой в руке и батоном выгоняет Шпреха за кулисы…)
— — — — — — — —
Об исполнителе и авторе клоунады: «Здесь играть нельзя»
КОММЕНТАРИЙ от Альперова:
1900 год, соло-клоун Серж — один из интереснейших соло-клоунов того времени, с добротным клоунским репертуаром и злободневными репризами. Хороший музыкант — играл на всевозможных инструментах. Типаж — Белый клоун. Среднего роста. Был очень мимичен. Хороший голос. Костюм — блестки, бисер. Работал в быстром темпе живо и своеобразно. Но все подавалось очень внятно, артистично и раздельно. Даже не смешные фразы преподносились так, что вызывали смех. Несмотря на трудность этого жанра, Серж не уходил от цирка, а наоборот, подчеркивал, что он артист цирка и вел антре в строгих рамках жанра. В этом была его несомненная заслуга…