« » АКРОБАТЫ и ДУЭЛЬ (1850-1860)

Прочитали 1267









Оглавление
Содержание серии

«АКРОБАТЫ и ДУЭЛЬ» (1850-1860)

/ПРИМЕЧАНИЕ: Совмещенные сценки, позволившие впоследствии создать, как минимум, три отдельных клоунских буффонадных антре и ряд клоунад, использующий тот же метод и приемы. Примером, «Дуэль» породила различного рода вариации, которые в исполнении клоунов следующих поколений, были отточены на столько, что смогли считаться законченными произведениями./

КЛОУН (Белый клоун) – Босуэлл (Джеймс-Клемент Босуэлл)

АВГУСТ (Рыжий клоун) – Принс-Младший

ШПРЕХ (шпрехшталмейстер, инспектор манежа, ведущий) – (…)

КЛОУН (Августу): — Займемся акробатикой. Я стану вот так… (становится спиной к партнеру)

— Ты подбегаешь, ставишь ногу сюда…

(показывает на свой подколенный сустав) Другую ногу вот сюда… (показывает на свое бедро)

— И вскакиваешь мне на плечи! Это будет выглядеть так:

— Раз! (стучит себе в подколенку)

— Два! (бедро)

— Три! (плечи)

— Ты понял?

АВГУСТ: — Да! Раз! Два! Три! На плечи!

(стучит партнера под коленку, по бедру, по плечам…)

КЛОУН: — Да, именно так!

АВГУСТ (снова): — Я иду. Раз! Два! Три!..

(каждым разом стучит все сильнее и сильнее)

КЛОУН: — Хорошо. Ты понял.

АВГУСТ (польщенный): — Великолепно!

— Раз! Два! Три! (наносит удары)

КЛОУН (разворачивается и дает ему звонкую пощечину): — Четыре!

АВГУСТ (плача): — О, ля, ля! У, ля, ля! Ой-лю-лю!..

КЛОУН (публике): — В конце концов, он меня нервирует.

(Августу): — Замолчи! Начнем!

(Клоун становится в позу. Август бросается к нему с диким криком. Клоун спасается бегством.)

АВГУСТ: — Ты боишься?

КЛОУН: — Я решил, что наступил мой последний час. Иди потише, я тебя прошу!

(Клоун становится в прежнюю позу. Август тихо крадется, в то время, как Клоун ждет шока. Через секунду он поворачивается.)

КЛОУН: — Что ты делаешь?

АВГУСТ (еще более замедляясь): — Я тихо появляюсь…

КЛОУН: — Иди скорее, но только тихо… Идиото!

/изменить на Балбес?/

АВГУСТ (про себя): — Быстрее! Тише! Сам не знает, что хочет.

КЛОУН: — Встань на место! Начнем!

(Август кидается на Клоуна как сумасшедший, прыгает ему на спину — тот падает ничком. Рыжий топчется по его спине…)

КЛОУН (поднимаясь): — Решительно, ты дурак! Занимай мое место, а я поднимусь тебе на плечи.

(Меняются ролями. Теперь Клоун разбегается, чтобы прыгнуть. В момент, когда он оказывается около Августа, тот поворачивается, дает ему пощечину и убегает. Клоун преследует партнера.)

/РЕКОМЕНДАЦИЯ от А.В.

В момент, когда Клоун пытается прыгнуть с разбега на плечи Рыжему, тому следует отойти, чтобы тот распластался на освободившемся месте (сделать каскад). Самому остаться в той же позе, изображая, что ему навалился на плечи партнер, и он с трудом его удерживает. Обнаружить, что никого нет, удивляться, и искать того в небе: — «Ты где?»… Повторить еще один раз, отступив в другую сторону…/

АВГУСТ (бегая вокруг манежа): — На помощь! На помощь!

ШПРЕХ (появляясь): — Что здесь происходит?

(Август останавливается. Клоун его хватает. Шпрех их разнимает.)

КЛОУН: — Я сейчас вам объясню! Идите сюда!

(Клоун тянет Шпреха за правую руку и начинает объяснять. Август тянет Шпреха за левую руку и перетягивает. Клоун обнаруживает, что разговаривает в одиночестве. Он бежит к Шпреху и выхватывает его от Августа. Тот возвращается и снова тащит Шпреха за руку к себе. Шпрех, которого дергают то туда, то сюда, начинает сердиться. Он резко разводит руки и тем самым дает одновременно пощечины обоим клоунам.)

ШПРЕХ: — Я понял! Был обмен ударами. Это нужно исправить. Вы будете драться на дуэли. Кто из вас обиженный?

КЛОУН: — Я!

АВГУСТ: — Я!

ШПРЕХ: — Я спрашиваю, кто дал пощечину? Кому?

КЛОУН: — Я!

АВГУСТ: — Я!

/РЕКОМЕНДАЦИЯ от А.В.

Можно развить как «комедию положений», сама ситуация предоставляет достаточный материал, чтобы не переходить ко второй части антре, которая по сути своей является отдельным антре и тоже может быть развито. Шпреху достаточно спросить и требовать показать «как было дело»… Простор для импровизаций./

ШПРЕХ — Так мы далеко не уйдем! Вы оба одинаково упрямы! Я вам предлагаю смертельную дуэль. Нужно, чтобы кто-то из «вас остался на площадке!

АВГУСТ (разочарованный): — Оставайтесь сами, если хотите! Я ухожу!

ШПРЕХ (задерживая его): — Трус! Я иду искать шпаги.

КЛОУН (останавливая его): — Шпаги? Я не люблю колющих вещей. Входит сюда, а выходит отсюда! Это неприятно! Нет! Не надо шпаги!

ШПРЕХ: — Тогда я иду за пистолетами!

АВГУСТ (бежит за Шпрехом): — О! Нет! Пистолеты делают пиф! Паф! И от этого падаешь на землю!

ШПРЕХ: — О, да! Они делают дырки в груди!

АВГУСТ: — Получается сквозняк! Потом у меня будет насморк! Нет! Без пистолетов!

КЛОУН: — Да, пистолеты!

(Шпрех подает знак. Приносят пистолеты. Клоун берет пистолет и протягивает второй Августу.)

КЛОУН — Держи, выбирай!

АВГУСТ (беря пистолет): — Спасибо! Я выбираю вон тот!

/РЕКОМЕНДАЦИЯ от А.В.

— «Я выбираю оба!» — Рыжий овладевает двумя пистолетами. Мизансцена: «испуг-разоружение»./

ШПРЕХ (строго): — Я вас предупреждаю, что это дуэль по-американски. Вам завяжут глаза и поставят вас спиной к спине. По команде: расходись! Вы делаете пять шагов, поворачиваетесь на полкруга и стреляете в вашего противника. Количество выстрелов — по желанию. Понятно?

(Клоуны подают знак согласия. Униформисты завязывают глаза дуэлянтам. Клоун сдвигает повязку на лоб. А у Августа завязан только один глаз. Их ставят спиной к спине, чтобы они не видели друг друга. Шпрех делает хлопок в ладоши.)

ШПРЕХ: — Господа! Вы готовы? Я считаю! Раз! Два! Три!.. Расходитесь!

(Клоуны делают по пять шагов вперед)

— Полкруга!

(Клоуны разворачиваются, целятся друг в друга и обыгрывают возмущение.)

КЛОУН (направляется к Шпреху): — Так не пойдет!

ШПРЕХ: — Кто не пойдет?

КЛОУН: — Это нечестно! Посмотрите на него! Он видит одним глазом!

ШПРЕХ: — Да! Это верно!

АВГУСТ (вмешиваясь): — А он? Он видит обоими глазами!

ШПРЕХ: — И это верно. Все с самого начала!..

(Униформисты, торопятся завязать, как положено, глаза обоим клоунам и поставить их спиной друг к другу.)

ШПРЕХ: — Внимание! (хлопает руками)

— Раз! Два! Три! Идите!

«Оба клоуна начинают дрожать, сгибают ноги и опускаются на манеж, все так они спина к спине. Они громко плачут.)

(…?) /Пропущена реплика или диалог/

ШПРЕХ — Ну! Да! Ведь там патроны!

АВГУСТ (печально): — Я забыл пообедать.

ШПРЕХ: — Вас ждут обедать на том свете.

КЛОУН (плача): — Господин Шпрех, сделайте одолжение. Я могу умереть. Вы это знаете. Вы не должны отказывать умирающему в выражении его последней воли.

ШПРЕХ: — Говорите!

КЛОУН (протягивая ему свой пистолет): — Я вас прошу, займите мое место!

ШПРЕХ: — Как вы можете об этом думать!

АВГУСТ (просительно): — Нельзя ли отложить партию на завтра?

КЛОУН: — На послезавтра!

АВГУСТ: — На поза-поза-поза-послезавтра-поза!

ШПРЕХ: — Нет, господа! Дело чести не терпит промедления!

КЛОУН (Августу): — Мужайся! Если нужно умереть — умрем!

АВГУСТ (соглашаясь): — Ладно! Если нужно погибнуть — погибнем!

КЛОУН (напыщенно): — Если нужно решаться — решимся!

ШПРЕХ: — Вставайте, Господа!

(Клоуны поднимаются спина к спине)

— Раз! Два! Три! Идите! Пять шагов вперед! Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Полкруга! Огонь!

/ВНИМАНИЕ! Ознакомьтесь с рекомендацию иной концовки отсчетом с этого места – см. внизу./

(Раздаются два выстрела. Оба клоуна падают безжизненные.)

КЛОУН (выпрямляясь, ощупывает себя):

— Я надеюсь, что я не умер! (направляется к выходу)

Шпрех (останавливая его и показывает на вытянувшегося Августа): — А он?

КЛОУН: — Смотри-ка, он спит!

ШПРЕХ: — Ничего подобного! (трогает Августа)

— Он умер! (печально) Это серьезно!

КЛОУН (Августу): — Ты умер?

АВГУСТ (поднимая голову): — Да, я умер! (снова падает)

ШПРЕХ (Клоуну): — Необходимо его убрать. Нельзя мешать представлению.

КЛОУН: — Вы хотите, чтобы я это сделал?

ШПРЕХ (снимая с себя ответственность): — Это вы его убили! Делайте с ним теперь что хотите! (он смотрит на публику) Никто ничего не видел! Я могу вам одолжить большой мешок. Засуньте его туда и бросьте в речку. Вы испугались?!

(Он выходит, приносит большой мешок, который униформисты держат широко раскрытым. Клоун хватает Августа в охапку и сует его в мешок…)

/ПРИМЕЧАНИЕ: комедия положений, впоследствии породила и развила две отдельные клоунады, успешно исполняемые и спустя сто лет: «Живой-мертвый» и «Мешок картошки»/

(Клоун ищет веревку, держа мешок одной рукой. В это время Август, находясь в мешке, переодевается в женскую блузу, одевает парик с длинными волосами и ночной чепец. Клоун выворачивает карманы брюк, веревки там нет.)

КЛОУН: — Тем хуже! Отнесу его так!

(Клоун хочет взвалить мешок на плечо. Дно разрывается и Август появляется в образе женщины. Август прогоняет Клоуна ударами палки под галоп оркестра…)

/РЕКОМЕНДАЦИЯ ИНОЙ КОНЦОВКИ:

Когда клоуны с завязанными глазами встают, они начинают стрелять не друг в друга, а в Шпреха. Тот убегает, подпрыгивая от каждого выстрела. Клоуны, так же стреляя, его преследуют…/

Еще почитать:
Последний колокол или Марина
Nicolas Kolga
МАЛЕНЬКИЙ СКРИПАЧ (1950)
Рабочий диалог
ЖИВОЙ и МЕРТВЫЙ (1870, 1912)

Профессионально - исследования жанров клоунады (буффонада и эксцентрика). Натаскивание актеров, создание оригинального репертура на основе гэговых цепочек. Страница создана для размещения архива: старинные клоунады, неизвестные или забытые клоуны, актерские системы, философия и психология комического, пружины творческой фантазии...


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть