«СТРЕЛЬБА В СПИЧКУ» (1996, ТЮЗ)
РЫЖИЙ клоун – ПИПО (Кл.Ваболе)
БЕЛЫЙ клоун – ФЛЯК (В.Александров)
ШПРЕХ (инспектор) – Константин Титов
/Фрагмент спектакля. Переход по смыслу из предыдущего действия… См. «Мешок картошки»/
РЫЖИЙ: — Хватит! Довольно! Стреляй лучше из своего регольвера! Уговорил! Буду тебе асисясисяси!
БЕЛЫЙ: — Ассистировать?
РЫЖИЙ: — Оно самое!
БЕЛЫЙ (недоверчиво): — Ты это серьезно?
РЫЖИЙ: — Еще бы! (потирая зад) Когда тут такая дубина! (и косится не на палку, а на своего партнера)
БЕЛЫЙ (потирая руки): — Превосходно! Тогда делаем так… Я беру револьвер, иду туда, а ты…
РЫЖИЙ (озабоченно): — А я ничем не рискую?
БЕЛЫЙ (категорично): — Нет! Глаз у меня исключительно точный. Ты мне не веришь?! Знаешь, какой я зоркий? Вон в том углу…
РЫЖИЙ: — Что в том углу? (отходит и пугается)
/Разыгрывается классическая клоунада «МУША» — пантомима/
(после которой…)
РЫЖИЙ (подходит к инспектору, придерживает его за рукав или пуговицу, громко шепчет, поглядывая на Белого):
— Господин инспектор, сделайте одолжение… Этот маньяк может меня пристрелить. Вникаете?
ШПРЕХ: — Вникаю.
РЫЖИЙ: — А это значит… что я могу умереть?
ШПРЕХ: — Логично.
РЫЖИЙ: (продолжая): — Но вы не можете отказать умирающему в его последней просьбе.
ШПРЕХ: — Не могу.
РЫЖИЙ: — Займите мое место!
ШПРЕХ: — Могу! (оговаривается от неожиданности)
РЫЖИЙ: — Оч-хорики! (лезет целоваться, завивается, обхватывает ногой)
ШПРЕХ (с трудом освобождаясь): — Могу отказать, и отказываю. Нет уж! Увольте! (уходит)
РЫЖИЙ (вслед возмущенно, как начальник): — И уволю! Пиши заявление по-собственному!.. (зрителям): — Нет, какие же все кругом… трусы!
(подходит к Белому, который все еще в изумлении разглядывает выброшенную на сцену»муху», стучит по голове, тот вздрагивает):
— Эй, дерево! Скажи, пожалуйста, для чего ты все это делаешь?
БЕЛЫЙ (на секунду задумавшись): — Для развлечения ребят.
РЫЖИЙ (удивленно и растроганно): — Ах, для развлечения ребят?..
(оборачивается к зрительному залу и торжественно, как на митинге, чеканя каждое слово и подчеркивая его движением руки, но начиная с назидательного):
— Вот ребята, сейчас здесь на этом самом месте, для вашего развлечения… он меня ухлопает!
/Внимание! В данной фразе отыгрываются четыре перехода — заменяемые эмоции: «назидательно», «торжественно», «задумчиво, с осознанием «по-ходу-дела», «плаксиво», следом уже им вразрез вступает действенная «героическая» — в контраст тоскливо, слезливо в полный голос… 1 – «вот, ребята, сейчас здесь…» 2 – «на этом самом месте…» 3 – «для вашего развлечения…» 4 – «он меня ухлопает…»/
БЕЛЫЙ (постукивая по плечу): — Ну ладно-ладно, хватит… Сказал последнее слово? Пора за дело! Значит будет так. Ты держишь эту зажженную спичку в правой руке, а я в пяти шагах стреляю и тушу спичку.
РЫЖИЙ (испуганно): — Как? Стреляешь из спички и тушишь меня пяти шагах?
БЕЛЫЙ: — Нет, выстрелом из револьвера я тушу спичку, которую ты держишь.
РЫЖИЙ: — Я не хочу, чтобы меня тушили!
БЕЛЫЙ: — Никакого риска!
РЫЖИЙ: Но ты понимаешь, я же совсем один на белом свете! У меня только десять штук детей и кошка, что меня не признает!.. Зараза… Да?
БЕЛЫЙ: — Да. Зато, если я тебя убью, то буду платить ей пенсию.
РЫЖИЙ: — Да ты что? Здорово-то как! Вот повезло… А мне?
БЕЛЫЙ: — И тебе тоже.
РЫЖИЙ (делово): — И чего сразу не сказал? (зрителям, непередаваемо): — Пенсию!
БЕЛЫЙ (подает зажженную спичку Рыжему, не торопясь отсчитывает шаги, целится и явно тянет время):
— Раз-два-три-четыре-пять… Вот я смотрю через прицел… Чуть-чуть правее… Чуть-чуть левее…
РЫЖИЙ: — Ай! Ой! О-ла-ла! (возмущенно зрителям): — Он обжег мне пальцы?!
БЕЛЫЙ (довольно): — Прости, не успел. Давай-ка еще раз не успеем!..
/далее по версии 1900 года/
БЕЛЫЙ: — Простофиля! Зато теперь можешь подшутить на другим.
РЫЖИЙ: — Постой-ка! Господин инспектор ведь ее не знает? (смеется): — Я его поймаю. Одолжи мне револьвер и спички… Теперь посмеемся! (входит Шпрех, ему): — Слушай. Я очень стал ловкий!
ШПРЕХ: — Удивительно.
РЫЖИЙ: — Не веришь? Хорошо, ты увидишь. Я сейчас тебя потушу одной спичкой!
БЕЛЫЙ (шепчет): — Да нет, вы потушите спичку одним выстрелом из револьвера.
РЫЖИЙ: — Ах да! Вот у меня револьвер — и я спичкой ррраз! И ты мертв!
БЕЛЫЙ: — Да не так! Объясни лучше: ты ему даешь подержать спичку, а сам тушишь ее выстрелом из револьвера.
РЫЖИЙ: — Понял! (Шпреху): — Ты делаешь так… (он зажигает спичку и держит ее): — Я считаю шаги. Иду вон туда… (обжигает пальцы): — Ай! (Клоуну): — Ты не понял? Опять объясняю! (зажигает вторую спичку, та же игра, опять обжигается): — Ай!
БЕЛЫЙ: — Это ему надо дать спичку!
РЫЖИЙ: — Ах да, действительно! (он дает зажженную спичку клоуну и начинает считать шаги): — Я смотрю направо… Я смотрю налево… Я смотрю в воздух… Я смотрю туда… Я смотрю сюда… (клоун не двигается) Я смотрю назад… Я смотрю вперед… (клоуну) Ты чего, не понял, что ли? (он подходит к клоуну)
— Я снова посчитаю, я ошибся!
(Он считает шаги, целится в спичку, которая все горит и опускает свой револьвер. Клоуну, который недвижим.)
РЫЖИЙ: — Почему ты не обжигаешься?
ШПРЕХШТАЛМЕЙСТЕР: — Потому что я не такой дурак, как некоторые (вытаскивает из манжета длинный фитиль): — Я выбрал большую спичку!
/РЕКОМЕНДАЦИЯ от А.В.
По опыту, для постановочного спектакля лучшим решением будет объединение, связанных сквозным действием. В данном случае- стрельбой. А именно: «Мишень», «Стрельба в яблоко», «Стрельба в шары», «Стрельба в спичку» и различного вида «дуэлей». Подобный прием позволяет использовать лучшие куски текстов классических буффонад.