«СТАТУЯ» (1902, Россия)
/клоунада (сам прием) была использована известным в советское время клоуном Карандашом (Румянцевым) как отдельное оригинальное авторское произведение – имеются видеозаписи в сети/
РЫЖИЙ клоун – Теодор
БЕЛЫЙ клоун – Идеал
(Клоун и Рыжий выходят с артистического выхода. С главного выхода подходит униформист и, спрашивая, кто из них будет такой-то /называет/, подает письмо. Клоун говорит, что он, а Рыжий — что это он. Униформист заявляет: «Виноват, здесь приписка» — «передать Рыжему»…)
РЫЖИЙ: — Это мне!
(Берет у униформиста письмо и распечатывает его, отгоняя Клоуна, читает, смеется, переходя в плач. Клоун подходит к Рыжему, стараясь успокоить его.)
КЛОУН: — Что ты плачешь? Какое-нибудь горе у тебя? Говори, я готов тебе помочь, я твой лучший друг.
РЫЖИЙ: — Да, горе!
КЛОУН: — Говори, что-нибудь узнал из письма? Поделись, я всегда готов помочь, говори, что случилось? Может что-нибудь в семье?
РЫЖИЙ: — Да, а… (плачет)
КЛОУН: — Не плач! Говорю, тебе я всегда помогу. Жена сбежала?
РЫЖИЙ: — Нет, хуже! Я не… (плачет)
/ — «Теща приезжает? – «Нет, хуже!» – «Что может быть хуже?»/
КЛОУН: — А, я догадываюсь. Что-нибудь случилось с детьми?
РЫЖИЙ: — Нет, хуже! Я не…
КЛОУН: — Не хочешь говорить? Напрасно! А я бы тебе помог. (Шпреху): — Напрасно подаете письма во время выступлений. (Рыжему): — Говори, я лучший твой друг. Все равно помогу, какое бы горе не было.
РЫЖИЙ: — Я не… умею читать.
КЛОУН: — Ты не умеешь читать?!.. Позор — в наше время не уметь читать. Господин Шпрех, вы видали? Не умеет читать. В каждом селе школы, а он не умеет читать. Нет, я не могу успокоиться. Вы только подумайте, мальчишке 43 года, а он не умеет читать. В каждой деревни кабак, тьфу… (сплевывает): — Школа! И не умеет читать в 20 веке. Дай сюда письмо! В наше время и не умеет читать!
(Берет у Рыжего письмо, вертит его и затем обращается к Шпреху…)
КЛОУН: — Господин Шпрех, прочтите нам это письмо.
РЫЖИЙ: — А ты тоже не умеешь читать?
КЛОУН: — Молчи, не твое дело!
(Шпрех читает. С одной стороны стоит Рыжий, опершись о его плечо, с другой — Клоун.)
ШПРЕХ: — Уважаемый племянник!
РЫЖИЙ: — Кто уважаемый?
ШПРЕХ: — Письмо писано вам, значит — вы!
КЛОУН: — Дядя твой, ну ты и уважаемый.
РЫЖИЙ (идет с фасоном перед Клоуном): — Я уважаемый, а ты — нет.
КЛОУН: — Хорошо, и не надо.
ШПРЕХ: — Имею честь вам сообщить…
РЫЖИЙ — Кто имеет честь?
/Клоун: — «Дядя!»/
ШПРЕХ: — Конечно вы.
РЫЖИЙ — Я имею честь. (Чешет ногу Шпреха, тот его толкает, он падает и, лежа на манеже, говорит Клоуну): — Я имею честь, а ты нет.
КЛОУН: — Хороша честь.
ШПРЕХ (читает дальше): — …сообщить вам, что обещанную вам и вашему партнеру мраморную статую я посылаю с этим письмом из Нью-Йорка. Механическую мраморную статую.
КЛОУН: — А где статуя? За кулисами? Раз доставили с письмом, так давайте ее сюда.
РЫЖИЙ: — Что ты командуешь? Ведь — я имею честь, уважаемый, и дядя мой. Значит и статуя моя!
КЛОУН: — Все будет твое! Дай раньше посмотреть, что за статуя.
(Униформа выносит длинный, 4-х аршинный стол, прикрытый дощатой крышкой. Униформа поднимает крышку — там лежит Римский воин в каске, со щитом, в юбочке — весь белый под мрамор. Клоун и Шпрех любуются. Рыжий в восторге сует руку под юбочку…)
КЛОУН: — Ты что делаешь?
РЫЖИЙ: — Хочу узнать, женщина это или мужчина.
КЛОУН — Ты с ума сошел! Слушай, сказано ведь, что фигура механическая. Давай поищем механизм.
(Клоун ищет под столом, находит рукоятку, поворачивает ее, фигура вздрагивает…)
КЛОУН (кричит): — Нашел! Давай переменим позу. Только ты становись спиной к фигуре и не смотри, как я буду крутить.
РЫЖИЙ: — Почему это — не смотри? Дядя мой, и фигура моя!
КЛОУН: — Ладно, хорошо, твоя! Только не смотри. Маэстро, дайте что-нибудь, чтобы было веселей.
(Оркестр играет 8 тактов. Клоун крутит ручку у стола с трещоткой. Рыжий стоит спиной к фигуре. Клоун, нагнувшись к ручке, не видит, что делает фигура. Фигура танцует, бьет Клоуна по спине батоном и становится в позу. Клоун поднимается, видит, что статуя переменила позу, пугается и отбегает от стола, обращаясь к Рыжему, спрашивает, зачем он его ударил. Рыжий оправдывается. Клоун проделывает еще раз. Статуя меняет позу, опять ударив Клоуна. Клоун дает Рыжему пощечину, думая, что это снова он его ударил…)
КЛОУН: — Больше ты мена бить не будешь.
(Рыжий уверяет Клоуна, что он его не трогал.)
КЛОУН: — Ну, я тебя знаю. Знаешь, мне пришла мысль: у меня есть знакомый фотограф. Я съезжу за ним, он снимет нам все позы этой статуи, у нас получится интересный альбом. Я поеду за фотографом, а ты посмотри за статуей, чтобы ее никто не трогал.
(Клоун уходит за кулисы. Рыжий остается один, пробует механизм. Фигура вздрагивает. Он чистит фигуру метелкой. Наконец заводит. Статуя танцует несколько па, поворачивается к Рыжему, толкает его в грудь. Рыжий падает. Статуя сбрасывает одетый через плечо плащ, снимает каску, кладет на стол вместе с батоном, платьицем и щитом, наступает на Рыжего, толкает его в грудь. Рыжий падает, а статуя кульбитом через стол убегает за кулисы…)
РЫЖИЙ (Шпреху): — Господи Шпрех! Статуя фю-фю-фю! Что я теперь буду делать?
ШПРЕХ: — А вы меня послушали? Что хотите, то и делайте.
(Слышен голос возвращающегося Клоуна…)
РЫЖИЙ: — О, кажется, идет Клоун. Нужно что-нибудь придумывать. Я попробую замаскироваться статуей.
/ненужное объяснение – все и так понятно/
(Одевает на себя плащ, засучивает штаны, одевает белую каску римлянина, в руки берет батон и щит. Становится в позу. Появляется Клоун…)
КЛОУН: — Где Рыжий?
ШПРЕХ: — Рыжий ждал вас и, не дождавшись, ушел.
КЛОУН: — Ну, и хорошо! Я поиграю статуей один. Когда он придет, предупредите меня.
(Заводит статую. Рыжий выделывает смешные антраша, в такт музыке бьет по спине Клоуна. При этом подбирает плащ так, что виднеются черные гитаны, и поворачивается задом к Клоуну. Клоун по инерции подается вперед и белым гримом замазывает Рыжему гитаны…)
КЛОУН: — Господин Шпрех! Моя статуя чего-то почернела.
ШПРЕХ: — Это вам показалось. Перемените позу.
(Клоун снова вертит ручку. Статуя-Рыжий танцует, бьет Клоуна по спине батоном и попадает ему в нос, Клоун узнает Рыжего, выхватывает револьвер и стреляет в Рыжего. Рыжий поворачивается задом и на каждый выстрел Клоуна отвечает 4-мя, 5-ю выстрелами. Оба убегают за кулисы…)
— — — — — — — —
КОММЕНТАРИЙ от Альперова:
Клоуны Братья Идеал — один традиционно белый в шикарном костюме, другой, Теодор — очень талантливый рыжий, удачно копирующий Эйжена Пилата, одного из корифеев клоунады. На протяжении 20 лет их работы не один раз повторялись моменты, когда их очень трудно было отличить — копия была достойна оригинала. О некоторых, исполняемых ими антре, сам, Эйжен говорил, что в исполнении он нисколько не уступает ему — Эйжену. Гораздо позже Братья Идеал в программах стали называться Идеал и Теодор. Полностью развернуться способностям Теодора помешало пристрастие к алкоголю. По временам он стал запивать, чем дальше, тем сильнее, отодвигая свою цирковую работу на второй план, не уделяя ей должного внимания и иногда не участвуя в объявленных выступлениях…