«СПРЯТАННОЕ ЯБЛОКО» (1908, Россия)
/Чрезвычайно распространенное антре. В том или ином виде прием с «пожиранием яблока тайком», был использован и развит у многих клоунов. Лучшей законченной версией можно считать антре «Стрельба в яблоко» или «Вильгельм Телль и его сын». Здесь представлен дежурный репризный вариант коверных./
КЛОУН – Парми ?
РЫЖИЙ – Бернардо ?
(На арене встречаются Клоун и Рыжий. Из публики в них летит яблоко. Они подхватывают его и начинают спорить, кому оно принадлежит — каждый доказывает, что яблоко его…)
КЛОУН: — Ну, не будем спорить, решим лучше так: будем прятать яблоко до трех раз. Кто из трех раз больше найдет, тот его и съест.
РЫЖИЙ: — Я согласен.
КЛОУН: — И я тоже. Первый раз буду прятаться.
(Клоун соглашается, долго ищет, куда бы его положить, наконец, пристраивает яблоко под мышкой. Появляется Рыжий, начинает искать, осматривает везде у Клоуна, но не находит яблока. Смотрит в карманах, заглядывает в рот, заставляет поднять сначала одну руку, затем вторую. Клоун заявляет, что не может поднять — она у него больная. Рыжий поднимает ему руку кверху, оттуда выпадает яблоко. Рыжий радуется, хватает яблоко и говорит Клоуну, что теперь яблоко прятать будет он. Рыжий прячет яблоко на спину. Возвращается Клоун, долго ищет и, наконец, находит на спине у Рыжего. Теперь черед прятать Клоуну. Рыжий ищет везде, не находит и обнаруживает яблоко, только заставив Клоуна сделать несколько шагов — оно у него было запрятано в штанах и при движении вывалилось…)
РЫЖИЙ (кричит): — Нашел. Теперь я прячу последний раз. Ну, если ты найдешь яблоко?
КЛОУН: — То я его съем.
РЫЖИЙ: — А если я найду?
(Клоун подтверждает Рыжему, что если он найдет, то он и съест. Клоун уходит за кулисы. Рыжий остается на месте и начинает искать, где же спрятать яблоко. После долгой клоунской игры решает яблоко съесть…)
КЛОУН (спрашивает): — Готово?
РЫЖИЙ давится яблоком, набив рот, кричит…): — Нет!
КЛОУН (теряя терпение, идет к Рыжему…):
— Ну, наконец, готово? Спрятано яблоко?
РЫЖИЙ (давясь): — Да.
(Клоун начинает искать у Рыжего яблоко в карманах — не находит. Ищет везде, видит, что Рыжий все время отворачивается от него…)
КЛОУН (поворачивая Рыжего к себе): — Ты яблоко съел?
РЫЖИЙ: — Нет.
КЛОУН: — Так где же оно?
РЫЖИЙ (показывая на живот): — Я его спрятал.
(Клоун ударяет Рыжего по животу, изо рта у него выскакивает остаток яблока, которое он не успел доесть. Рыжий убегает, за ним гонится Клоун…)
— — — — — — — —
ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:
Трио Парми, клоуны-буфф, цирк Соболевского, 1908 год. Парми типичные для того времени и несколько в новом жанре клоунады. Тройное антре было тогда новинкой и поэтому выступления трио Парми пользовались большим успехом у публики. Первыми показали тройное антре Бр. Фрателлини. Многие стали копировать их. Парми в этом подражании были более удачливыми, в особенности старший, очень удачно игравший роль второго рыжего. Первый рыжий — высокий, в штанах из мешковины, длинных по грудь, на помочах, в коротком, по сгиб руки пиджачке, кажущихся длиннее. Третий Парми — пожилой, маленький, бритый, без парика природно рыжий, почти без грима, прямо причесан, с красненьким носиком, одет в широкий сюртук, суетливый, вечно куда-то спешит: Бернардо — портрет третьего Парми…