«СЛОН ЯМБО» (1914, Россия)
КЛОУН
ДВА РЫЖИХ
ШПРЕХ
/Исполнители: Трио Фрателлини-Прозерпи, племянники, присвоившие себе знаменитую фамилию, назвавшие себя «Молодые Фрателлини»/
(Клоун выходит на арену и обращается к Шпреху.)
КЛОУН: — Хотите, я покажу вам дрессированного слона Ямбо? Слон карлик редкостно дрессирован. Вы такой дрессировки еще не видели.
ШПРЕХ: — Очень хотел бы.
КЛОУН: — Ну, идите в главный выход. Там увидите Ямбо.
(Шпрех уходит. Выходят два Рыжих. Клоун обращается к ним.)
КЛОУН: — Хотите заработать?
РЫЖИЕ: — Хотим, но как?
КЛОУН: — Очень просто. У меня есть шкура слона. Вы влезайте в нее и будете изображать слона. Я вам заплачу 25 рублей.
(Рыжие торопливо влезают в ноги слона и натягивают на себя шкуру слона, раскачиваются, как слон. В это время выходит Шпрех…)
ШПРЕХ: — Господин Клоун, я вашего слона не нашел.
КЛОУН: — А, он уже здесь. Можете посмотреть.
(Показывает на Рыжих, переодетых в слоновью шкуру.)
КЛОУН: — Ямбо, смирно!
(«Слон» ударяет Шпреха сзади ногой.)
ШПРЕХ — Первый раз вижу, что слон брыкается.
КЛОУН — Ну, голубчик, еще не то увидите! Это редкий слон.
— Ямбо, пошел вперед!
(Хлопает шамберьером.)
РЫЖИЕ (высовываясь): — Разве это входит в наши обязанности?
(Шпрех этого не видит. Клоун поворачивает шамберьер, бьет Рыжих, заставляя их продолжать номер.. Слон обегает по манежу два круга, игриво проделывая различные антраша, затем идет по барьеру. Задний Рыжий на барьере падает. Клоун его поднимает. В первом ряду сидит женщина-подсадка. Она пугается Рыжего, прячась за спину «мужа». Под конец репризы Рыжий-задний садится, подавая переднему руки. Передний тянет по манежу, делает маленький круг. Клоун ударяет его шамберьером, слон выравнивается…)
КЛОУН: — Ямбо, подними ногу! Другую! Третью! Четвертую! Пятую!
ШПРЕХ (Клоуну): — Пятой ноги у слона не бывает!
КЛОУН: — У моего Ямбо все бывает. Ямбо! Пятую ногу!
(Ямбо поднимает хвост)
— Сейчас мой Ямбо будет играть на губной гармонике.
(Ямбо молчит)
— Ямбо, играй!
(Ямбо не играет)
— Ямбо, играй!
(Не играет. Клоун ударяет его рукояткой шамберьера.)
— Ямбо, почему ты не играешь?
РЫЖИЕ (вылезая из шкуры слона): — Гармоники нет.
КЛОУН: — Я забыл.
(Потихоньку, как будто незаметно, он дает заднему Рыжему губную гармонику. Тот прячет ее и начинает играть. Получается впечатление, будто бы слон играет хоботом. Клоун отнимает у Рыжих из хобота гармонику, а они все продолжают играть.)
КЛОУН (кричит): — Довольно!
(Но гармоника все играет. Клоун отнимает у Рыжих гармонику.)
— Господин Шпрех! Я хотел бы показать вам, что мой Ямбо пьет спиртные напитки.
ШПРЕХ: — О, у меня есть полбутылки коньяку…
(слон вдруг начал танцевать)
— Что это с ним?
КЛОУН: — Ямбо радуется. Он очень любит спиртные напитки в особенности коньяк.
(Шпрех приносит коньяк и ставит на середине манежа. Пока он разговаривает с Клоуном, Рыжие успевают выпить коньяк и опьянеть. Слон шатается, падает на манеж. Рыжие, перепутав, ложатся в разные стороны ногами, так что получается очень смешная фигура — крест-накрест. В это время Клоун объясняет Шпреху, что Ямбо должен прыгнуть в маленький обруч. Поворачивается и видит, что Ямбо лежит.)
КЛОУН (плача): — Мой Ямбо сломался. Ямбо, вставай! Ямбо, вставай!
(«Слон» не двигается. Ударами батона его поднимают. «Слон» вскакивает и, как угорелый, бежит вокруг манежа, а за ним и Клоун. Делают два круга. Один из Рыжих падает у барьера и садится, рядом с женщиной-подсадкой. Та убегает с места. Рыжий в шкуре садится верхом на Клоуна. Клоун убегает за кулисы, за ними бежит второй Рыжий.)
— — — — — — — —
ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:
Трио Фрателлини-Празерпи, Цирк Гамсакурдия и Кудрявцева, 1914 год. Воспользовавшись популярностью клоунов Фрателлини, племянники их Празерпи присвоили их фамилию и стали называться «Трио Фрателлини». Проработав несколько лет под этой фамилией, они стали затем называться «Молодые Фрателлини». В своей работе они демонстрировали клоунские антре своих дядей, но ничего нового, своего не создали. Из этого трио выделялся старший брат Густав, старавшийся поддержать марку стариков Фрателлини. Несмотря на то, что Фрателлиневские маски не были племянниками сохранены, молодые Фрателлини пользовались довольно большим успехом, работая антре своих стариков. Невзыскательными антрепренерами низкого пошиба Фрателлини охотно приглашались, тем более, что и работа их оплачивалась дешевле…