« » СИЛОМЕР (1900, Россия)

Прочитали 554









Оглавление
Содержание серии

«СИЛОМЕР» (1900, Россия)

 

КЛОУН — Лепом

РЫЖИЙ – Эйжен

ШПРЕХ — ?

 

(Входит Клоун — обращается к Шпреху…)

 

КЛОУН: — Что это вы господин Шпрех сегодня такой грустный?

ШПРЕХ: — У меня большое горе, и вот уже третий день я никак не могу успокоиться.

КЛОУН: — В чем дело? Что случилось?

ШПРЕХ: — Три дня тому назад я пошел с женой в Зоологический сад. Жена подошла к клетке тигров и хотела дать им булку. Подошла очень близко, тигры схватили ее, втащили в клетку и разорвали.

КЛОУН: — А где же вы были?

ШПРЕХ: — Я был здесь же, но я растерялся.

КЛОУН: — Растерялись? А еще мужчина! Я бы не растерялся, если бы мою жену рвали тигры.

ШПРЕХ: — А что бы вы сделали?

КЛОУН: — Если бы мою жену втянули в клетку тигры и начали бы ее рвать, я подошел бы к клетке и сказал: «Приятного аппетита, кушайте на здоровье!»

Господин Шпрех! Я сегодня покажу вам интереснейший фокус. Я возьму у зрителя две кредитные бумажки, и они моментально исчезнут. Смотрите!

— Я извиняюсь, господин! Дайте мне, пожалуйста, три рубля только кредитной бумажкой…

 

(Деньги дает подсадка — если взял на левой стороне, кладет ее на манеж у барьера на правой стороне. Затем просит у публики на правой стороне)

— Господа, я прошу вас дайте мне пять рублей бумажкой.

 

(Получив пять рублей, кладет их на манеже у барьера, на лавой стороне и обращается к Шпреху)

 

— Смотрите фокус начинается. Раз, два, три! Фокус — покус, спиритус-виниуса!

 

(Подходит берет три рубля, показывает их тому, у кого взял пять рублей…)

 

— Эти деньги — ваши?

 

(Тот отвечает «нет». Клоун переходит на другую сторону, берет пять рублей, показывает их тому у кого взял три рубля…)

 

— Это деньги ваши?

(Тот отвечает «нет»)

— Значит, это не ваши, а те… (обращается к другому): — Не ваши? Господин Шпрех, фокус готов!

 

ШПРЕХ: — Как так?

КЛОУН: — Очень просто. Это деньги не их. Значит их деньги исчезли, а это мои. До свидания! Иду в буфет (уходит)

 

(Из-за кулис появляется Рыжий — Эйжен. Униформа следом за ним выносит «силомер» -аппарат с приделанным к трехаршинной доске, шириной 3/4 аршина деревянным столбиком, четверть аршина в диаметре, аршин с четвертью высоты. На нем круг с числами до ста. От столбика идут две ручки. В доску вмонтирован венский стул и на пружине острый кол. В стуле дыра. При дерганье веревки кол выскакивает из стула…)

 

РЫЖИЙ: — Ну, вот, наконец-то я получил из-за границы долгожданный силомер. Господин Шпрех и я заработаем много денег.

ШПРЕХ: — Каким образом?

РЫЖИЙ: — Видите силомер? Вам стоит сесть сюда, на стул, взять ручки и выдержать давление тока, хотя бы до пятидесяти. И вот вы уже выиграли десять рублей. Не выдержали — я выиграл десять рублей. Давайте пустим ток?

ШПРЕХ: — Да, но может быть, это очень сильное давление?

РЫЖИЙ: — Я попробую первый, чтобы вы убедились, включаю аппарат. Беру ручки, сажусь на стул. Ой! Как щекотно! Не могу! Остановите, Шпрех! (выключает силомер)

ШПРЕХ: — Ну что же! Я согласен попробовать ваш силомер.

РЫЖИЙ: — Прекрасно! Давайте деньги! Вот мои 10 рублей.

 

(Достает тарелку, отсчитывает десять серебряных рублей. Шпрех тоже дает десять рублей. Шпрех садится на стул. Рыжий дает ему ручки. Включает силомер и считает движущуюся стрелку…)

 

РЫЖИЙ: — Пять, десять, пятнадцать, двадцать! Еще осталось — тридцать, тридцать пять, сорок…

 

(Рыжий заметно волнуется. Подходит к стулу, дергает за веревку, выскакивает кол и сквозь стул колет Шпреха. Тот вскакивает, соскакивает со стула, бросая ручки…)

 

ШПРЕХ: — В чем дело? Я не понимаю.

 

(Осматривает стул, видит кол, веревку и выдернутый штырь. Пробует и переводит в первоначальное положение.)

 

РЫЖИЙ: — Ничего нет непонятного. Вы додержали до сорока, а надо было до пятидесяти. Десять рублей проиграли.

ШПРЕХ: — Да, но стул…

РЫЖИЙ: — Стул — это мое изобретение. Я придумал что бы деньги зарабатывать. До свидания! Десять рублей есть! (уходит)

 

(Из бокового прохода появляется Клоун. Увидев силомер, спрашивает.)

 

КЛОУН: — Что это такое?

ШПРЕХ: — Силомер. Можете узнать вашу силу и выиграть деньги.

КЛОУН: — Как так?

ШПРЕХ: — Очень просто. Садитесь на стул. Берите ручки. Я включаю ток. Если выдержите давление до 50, то значит вы подняли пять пудов и я плачу вам десять рублей. Если не выдержите до 50, то вы платите мне десять рублей.

КЛОУН: — Понятно. Вот вам десять рублей.

ШПРЕХ: — Вот мои десять рублей.

 

(Кладет деньги на тарелку. Клоун садится на стул, берет ручки и говорит, «включайте». Шпрех включает ток и считает…)

 

ШПРЕХ: — Пять, десять, пятнадцать…

КЛОУН: — Двадцать, двадцать пять, тридцать. Еще осталось двадцать! Тридцать пять…

 

(Шпрех подходит к веревке и дергает ее. Клоун вскакивает и орет…)

 

КЛОУН: — Что вы делаете?

ШПРЕХ: — Вы проиграли. Деньги мои.

КЛОУН: — Но я не знал, что у вас такой стул.

 

(Рассматривает, приводит его в порядок. Из главного выхода выходит Рыжий. Клоун, увидев Рыжего, бросается к нему…)

 

КЛОУН: — Эйжен, ты сильный?

РЫЖИЙ: — Разве ты не видишь?

КЛОУН: — Смотри, вот силомер. Можешь заработать деньги.

РЫЖИЙ: — Снести его к тебе на квартиру?

КЛОУН: — Да нет. Ты сядешь на стул. Я тебе дам ручки. Если ты выдержишь до 50, я плачу тебе 25 рублей. Если нет, то ты платишь мне 25 рублей.

РЫЖИЙ: — Красота! Я согласен. Вот мои 25 рублей!

 

(Достает чулок, оттуда отсчитывает на тарелку 25 рублей. Клоун кладет туда же свои 25 рублей.)

 

ШПРЕХ: — Разрешите примазать 25 рублей?

КЛОУН: — Вы за кого мажете?

ШПРЕХ: — Конечно за вас.

РЫЖИЙ: — Замазывайтесь!

(садится на стул и сейчас же встает)

— Сколько я должен выдержать?

КЛОУН: — Пятьдесят.

РЫЖИЙ: — Давайте еще по 25 рублей.

КЛОУН (радостно): — Давайте!

 

(Кладут еще по 25 рублей.)

 

РЫЖИЙ (кричит): — Включай! Нет, постой! Значит, 50?

КЛОУН: — Да.

РЫЖИЙ: — Давай, еще по десять рублей.

КЛОУН: — Давай!

(кладут еще по 10 рублей)

РЫЖИЙ: — Включай!

(включают ток — Рыжий вертится)

КЛОУН (считает): — Пять, 10, 15, 20…

РЫЖИЙ: — 25, 30, 35…

 

(Клоун хватает веревку, тянет. Рыжий продолжает спокойно считать…)

 

РЫЖИЙ: — 40!

 

(Шпрех быстро приводит в порядок стул)

 

РЫЖИЙ: — 45!

 

(Клоун вторично тянет веревку. Рыжий сидит на стуле…)

 

РЫЖИЙ: — 50! Ну, довольно! Пятьдесят пять! Выключайте!

 

(Клоун со Шпрехом в панике)

 

КЛОУН: — Не понимаю в чем дело? Как же стул?

РЫЖИЙ: — Этот стул — мое изобретение. Я не такой дурак, как вы!

 

(Вынимает сзади из брюк поднос, пересыпает на поднос деньги, а тарелку передает на память Клоуну. Галоп. Уход…)

 

— — — — — — — —

 

ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:

Лепом — француз, Эйжен — немец. Лепом — один из лучших французских клоунов. Костюм традиционный, клоунский. Грим — белый, приятно красивая клоунская голова. Прием работы — все реплики выработаны до мельчайших деталей. Пользование незнанием русского языка. Веселость, богатая мимика, поворотливость, выдержка. Темп работы нормальный. Редкая срепетированность в работе, даже в паузах и в повороте головы. Эйжен — лучший Рыжий, актер девятисотых годов, создавший поколение артистов этого жанра, открывший массу неведомых до него путей и возможностей применения актерского мастерства в цирке. Эйжен — эпоха клоунского жанра. Его талант дал целый ряд мастеров клоунады, следующих по его стопам не копировкой, а усвоением его приемов. Эйжен ничего не делал зря. Каждое его движение, каждое слово, жест — это игра, вызывающая у зрителей взрыв смеха. Талант его был неповторим. Костюм — серые широкие брюки, большой воротник, черный пиджак, жилет бордо, увеличенные ботинки. Котелочек. Но все увеличено в меру. Типаж — средненький, толстенький человечек, опрятный, очень приятный. Прекрасно поет, хороший голос. Речь, как пение. Интонация меняется в зависимости от фразы. Чувствуется, что фраза продумана и проработана, а не сказана зря. Это залог успеха. Движения скупы, но выработаны до мельчайших подробностей. Все в меру, все продуманно. Большая сыгранность с партнером. Грим — и здесь, как во всем, видна большая вдумчивость. Парик с маленьким чубиком, лоб открытый, что делает лицо увеличенным. Грим скупой, тон третий номер, низ щек — красный, подчеркнуты ямочки. Издали впечатление вечно смеющегося весельчака.

 

Еще почитать:
РЕСТОРАН (1945)
Браен
slikti .
СЕМЕЙНЫЕ БОТИНКИ (1910, Россия)
ВОРОНКА, МОНЕТА, ВОДА (1915, Россия)

Профессионально - исследования жанров клоунады (буффонада и эксцентрика). Натаскивание актеров, создание оригинального репертура на основе гэговых цепочек. Страница создана для размещения архива: старинные клоунады, неизвестные или забытые клоуны, актерские системы, философия и психология комического, пружины творческой фантазии...


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть