« » ОТРАВЛЕННОЕ ПИРОЖНОЕ (1900, Россия)

Прочитали 1541









Оглавление
Содержание серии

«ОТРАВЛЕННОЕ ПИРОЖНОЕ» (1900, Россия)

/Дата по исполнителю 1900-1913. Рекомендуется сверка  с аналогичными антре «КОНСЕРВИРОВАННЫЕ ОРЕХИ» (1880, 1928-1930) и «Засахаренные орехи» (1945)…/

 

РЫЖИЙ — Брыкин

ШПРЕХ — ?

 

ШПРЕХ — Господин Брыкин! У меня к вам большая просьба: окажите мне любезность. Вам? С удовольствием. У меня есть пирожное.

РЫЖИЙ: — С удовольствием съем. Спасибо!

ШПРЕХ: Нет, предупреждаю, что есть его нельзя. Я прошу вас отнести одной моей знакомой.

РЫЖИЙ: — Давайте отнесу! (облизывает пальцы)

ШПРЕХ: — Одну минутку! (униформе): — Дайте пирожное!

(Униформа подает в корзиночке пирожное.)

ШПРЕХ: — Дайте тарелочку!

(В униформе мнутся — тарелочки нет.)

ШПРЕХ: — Господин Брыкин подождите, я схожу в буфет за тарелочкой.

РЫЖИЙ: — Не нужно. У меня есть тарелочка.

(Достает из кармана и подает Шпреху.)

ШПРЕХ: — Откуда у вас тарелка?

РЫЖИЙ: — Я был в кондитерской, съел три пирожных. Тарелку я не смог съесть, так я взял ее с собой.

ШПРЕХ: — Запасливый человек!

(Достает из корзиночки пирожное и кладет на тарелку.)

ШПРЕХ: — Вот, отнесите!

РЫЖИЙ: — Пожалуйста!

/Вот спасибо… В смысле – пожалуйста!/

(Берет у Шпреха пирожное и несет к главному выходу. Шпрех останавливает его, но тот перешагивает через барьер. Его задерживает билетер.)

ШПРЕХ: — Куда же вы понесли? Вы же не знаете, по какому адресу снести пирожное!

РЫЖИЙ: — Знаю.

ШПРЕХ: — Куда?

РЫЖИЙ: — Сюда! (показывает на живот)

ШПРЕХ: — Да нет же! Идите сюда! Если вы снесете по адресу то пирожное, которое вам вручено, я подарю вам десяток пирожных.

РЫЖИЙ: — Согласен. Только вот что! Давайте я раньше съем десяток пирожных, а одиннадцатым закушу, то есть отнесу.

ШПРЕХ: — Довольно! Снесете пирожное и принесете ответ, получите десяток. Пойдете прямо, дойдете до конца улицы, повернете направо, потом опять прямо. Дойдете до белого домика, повернете налево, потом прямо. На углу увидите четырехэтажный дом. Войдете в парадную дверь — там большая лестница. Поднимитесь на четвертый этаж, справа звонок. Спросите Аделину Семеновну. Преподнесите ей это пирожное и попросите тут же отведать. Поняли? Повторите!

РЫЖИЙ: — Пойду вправо до конца улицы, дойду до белого домика. Потом налево, там четырехэтажная парадная. Зайду в дом по лестнице, там — тик-тик-тик. Звонок тыр-тыр-тыр. Спросить Акулину Матреновну и тут же отведать.

ШПРЕХ: — Надоели! Хорошо, несите! Машет рукой и уходит.

(Рыжий остается один. Смотрит, ушел ли Шпрех.)

РЫЖИЙ: — Завернуть налево?

(Хочет есть пирожное, но быстро кладет опять на тарелку и смотрит в униформу — ушел ли? Униформа жестами показывает, что ушел. Брыкин медленно подвигается к главному выходу, бормочет, ест пирожное.)

— Звонок тыр-тыр-тыр. Налево белый домик, направо парадная, звонок, спросить четырехэтажную Акулину Матреновну. По лестнице тик-тик-тик!

(Съедает пирожное, спотыкается о барьер, подминает тарелку. Встает, смотрит на нее, выразительно облизывает. Появляется Шпрех.)

ШПРЕХ: — Отнесли?

РЫЖИЙ: — Отнес.

ШПРЕХ: — Вы видели сами? Съела? Видели?

РЫЖИЙ: — Даже почувствовал.

ШПРЕХ: — Что она сказала?

РЫЖИЙ: — Просила прислать еще десятка два.

ШПРЕХ: — Этого не может быть. Я вам объясню. Это очень коварная женщина и я решил ей отомстить. В пирожное, которое вы ей снесли, я влил сильнодействующий яд и через три минуты она должна умереть. Поняли?

РЫЖИЙ (машинально): — Через три минуты я должен умереть! Понял!

ШПРЕХ: — Не вы, а она. Яд сильный! Поняли?

РЫЖИЙ (до которого доходит): — Понял… Яд сильный.

ШПРЕХ: — Очень сильный. Дает желудочное заболевание, вроде холеры.

РЫЖИЙ: — Холера ясна! (польское ругательство) А-а-а! (плачет)

ШПРЕХ: — Вам ее жалко?

РЫЖИЙ: — Не ее!

(Постепенно начинаются схватки, он хватается за живот.)

— Ой! Ой! Холера! Умираю, холера!

(Куляется по манежу, проделывает серию смешных акробатические трюки, делает каскады)

ШПРЕХ (кричит в униформу): — Дайте скорее противоядие!

(Униформа подает бутылку и стопку. Шпрех штопором открывает бутылку, наливает стопку и подает Рыжему, лежащему на манеже.)

— Пейте! Пейте скорее!

(Рыжий выпивает залпом.)

РЫЖИЙ: — Господин Шпрех, что это такое?

ШПРЕХ: — Это противоядие. Пейте его и яд теряет силу.

РЫЖИЙ: — А что именно это?

ШПРЕХ: — Я вам скажу. Это самый дорогой коньяк.

РЫЖИЙ: — Коньяк?

(Секунду стоит в раздумье, потом начинает подергиваться, корчится и кричать.)

— Ой! Холера! Ой, помогите!

ШПРЕХ (униформистам): — Дайте противоядие!

(Наливают стопку. Рыжий, развалившись на манеже, пьет. Шпрех хочет унести бутылку, отходит от него на два шага.)

РЫЖИЙ: Ой, холера, холера!

(Шпрех возвращается, наливает ему стопку. Рыжий выпивает, выхватывает у Шпреха бутылку, допивает, гладит бутылкой живот. Шпрех забирает бутылку и направляется за кулисы.)

РЫЖИЙ (видя, что бутылку уносят): — Ой, Ой! Опять холера!

ШПРЕХ: — Господин Брыкин! Все! Больше нет.

(Переворачивает бутылку, показывая, что она пуста.)

РЫЖИЙ: — Что вы сказали?

ШПРЕХ: — Коньяку больше нет.

РЫЖИЙ» — Нет? Ну, тогда у меня холеры нет!

(вскакивает – веселится)

 

/ПРИМЕЧАНИЕ:

Можно рассмотреть иной вариант концовки.

ШПРЕХ: — Это был не коньяк.

РЫЖИЙ: — А что?

ШПРЕХ: — Касторка. Сильнейшее слабительное.

(Рыжий постепенно начинают ощущать действие касторки, замирает, прислушиваясь к себе, и при накатывающихся приступах отзывается серией каскадов и кульбитов при сомкнутых ногах. Снова замирает и снова каскады, таким образом укатываясь за кулисы…) /

 

КОНЦОВКА БРЫКИНА:

РЫЖИЙ: — Ой! Коньяк разбирает. Дайте какое-нибудь опохмеляющее средство!

(Униформисты выносят большой мяч.)

— А как его принимать?

ШПРЕХ: — Бейте головой.

(Рыжий подбивает, мяч начинает прыгать у него на голове.)

— Сильней!

(Рыжий бьет сильней, мяч идет выше. Это повторяется несколько раз. Мяч долетает чуть не до купола.)

РЫЖИЙ: — Прекрасное средство нашему купечеству из головы блажь выбивать!

— А мне так скучно. Дайте какой-нибудь музыкальный инструмент!

(Выносят мандолину, вступает оркестр. Рыжий подходит к главному выходу, играет на мандолине и одновременно бьет мяч головой. Доходит до середины манежа, бьет мяч высоко, крутит кульбит, ловит мяч на голову. Под конец из униформы сильно бьет мяч в публику и убегает за кулисы…)

 

/ПРИМЕЧАНИЕ: Неизвестно, были ли знакомы с этим антре «Лицедеи», но метание больших мячей в зрительный зал стало визитной карточкой театра под руководством Вячеслава Полунина и завершало их спектакли…/

 

— — — — — — — —

 

ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:

Павел Брыкин, соло-рыжий, один из первых отечественных клоунов у ковра. Начал свою карьеру с копировки иностранных артистов-комиков с дрессированными животными: Билли Гайдена и частично Ричарда Рибо. /Работал в России в частности пантомиму «На рыбалке», 1895 год/. Но чувствовал, что это ему плохо удается. Служа бессменно в цирке Энрико Труцци, который зимовал в Кронштадте, Брыкину очень тяжело было готовить каждый сезон новых дрессированных животных. Он перешел на амплуа коверного, оставаясь в костюме Ричарда Рибо. Исполняя репертуар клоунов того времени, частично и свой, он пользовался большими симпатиями публики. Его успех во многом зависел от того, что он освоил все жанры циркового искусства и умел использовать их в проходящих номерах программы. Брыкин слыл фаворитом Кронштадта. После первого же сезона она не хотела уже ни слышать, ни видеть другого Рыжего в цирке Труцци. Другим клоуну там не было места: что бы они ни показывали, все говорили, что это Брыкин уже сделал или сделает лучше Труцци не мог обойтись без него: публика так его любила, что настойчиво требовала именно его. Его появление на манеже вызывала взрыв аплодисментов и обеспечивало полные сборы в дни бенефисов. Труцци называл Брыкина — «Обер-Соло-Рыжий»…

 

Еще почитать:
ИНДИЙСКИЙ ЦВЕТОК (1950)
Апофис (пьеса) 
Anna Raven
КОНЦЕРТ (1913, Россия)
ЗДЕСЬ ИГРАТЬ НЕЛЬЗЯ (1924, версия)

Профессионально - исследования жанров клоунады (буффонада и эксцентрика). Натаскивание актеров, создание оригинального репертура на основе гэговых цепочек. Страница создана для размещения архива: старинные клоунады, неизвестные или забытые клоуны, актерские системы, философия и психология комического, пружины творческой фантазии...


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть