« » ОБЪЯСНЕНИЕ С ДАМОЙ (1950)

Прочитали 2336









Оглавление
Содержание серии

/Несомненный классицизм. Пример того, что работы над антре никогда не останавливались: они совмещались, дробились, наращивались, превращаясь в отдельные произведения. Улучшения в период «золотой эпохи разговорных буффонадных антре» вносились постоянно, клоуны соревновались друг с другом в их создании. Описание, с некоторыми улучшениями, дается по версии 1950. При желании изменить или расширить, рекомендуется сравнивать с антре, в которых задействованы куклы и манекены. Отмечу, что фрагмент объяснения с куклой достоин комедий времен Шекспира. К слову, тот же прием, построение фраз на тех же недоразумениях, дало замечательное вступительное антре, которое до сих пор исполняется клоунами: «Здравствуйте, ребята, и… всё!» — «Все говорить не надо!» — «Здравствуйте, ребята, а все говорить не надо!» И т.д./

«ОБЪЯСНЕНИЕ С ДАМОЙ» или «СВИДАНИЕ» (1950)

КЛОУН — Пипо (Пипо Сосман)

АВГУСТ – Ром (Энрико Сирокани)

ШПРЕХ – Луаяль (Георг Луаяль)

 

КЛОУН (Августу): А, здравствуй! Как живешь?

АВГУСТ: — Очень хорошо. Я пошел обедать в ресторан. Я там услышал одну загадку, очень интересную.

КЛОУН: — Ну, расскажи ее мне.

АВГУСТ: — Вот. Какая разница между телевидением, кино и налоговым листком?

КЛОУН: — Между телевидением, кино и налоговым листком? Не знаю.

АВГУСТ: — Очень просто. По телевидению все слышно, но ничего не видно. В немом кино все видно, но ничего не слышно. Ты понял?

КЛОУН: — Я прекрасно понял. Ну, а налоговый листок?

АВГУСТ: — Ну, это совсем просто. Все платят и ничего не понимают.

КЛОУН: — Очень хорошо. Но мы здесь не для того, чтобы разгадывать загадки. Мы здесь для того, чтобы работать. И в прекрасной форме. Будем работать акробатов. Становись здесь!

АВГУСТ (поспешно): — Очень хорошо, будем работать акробатов. Ты здесь, я — там. Гоп!

ШПРЕХ (входит с письмом в руках, Августу):

— Господин Тонио.

АВГУСТ (удивленно, довольно): — Мне письмо? Это великолепно. Корреспонденция находит меня на манеже!

КЛОУН (ревниво): — Вы уверены, что это ему? Обычно вся корреспонденция приходит на мое имя.

(Август вертит письмо в руках и начинает плакать.)

— Что с тобой?

АВГУСТ: — Со мной несчастье.

КЛОУН: — Несчастье?

АВГУСТ (плачет еще сильнее): — Большое несчастье!

КЛОУН: — Какое большое несчастье?

АВГУСТ (сквозь слезы): — Я не умею читать.

КЛОУН — Как, ты не умеешь читать? И тебе не стыдно говорить это при всех? Такой большой мальчик и не умеешь читать?

АВГУСТ: — А ты умеешь? Ну, так прочти.

КЛОУН: — К счастью я умею читать.

(читает): — Дорогой Месье!

АВГУСТ (с гордостью): — Это я — дорогой Месье!

КЛОУН: — Да, это ты.

(в сторону): — Он просто болван, а не дорогой Месье.
(продолжает читать):

— С тех пор как вы работаете в цирке Медрано, я не пропускаю ни одного представления. Я любуюсь вашей грацией, вашим обаянием и вашей элегантностью.

(поворачивается к Тонио)

— Посмотрите на эту элегантность! Удивительная элегантность!

АВГУСТ (загипнотизировано): — Продолжай!

КЛОУН: — Я не могу противостоять против желания поговорить с вами. Поэтому я вам назначаю свидание после представления в кафе напротив цирка. Жду вас с нетерпением. И подпись…

— Угадайте, Господин Луаяль, какая подпись?

ШПРЕХ: — Какая?

КЛОУН: — Ваша поклонница!

АВГУСТ (в недоумении): — Что же все это значит?

КЛОУН: — Как? Ты ничего не понял?

АВГУСТ: — Нет.

КЛОУН: — Я тебе объясню. Эта дама, которая приходит каждый вечер в цирк, чтобы посмотреть тебя.

АВГУСТ: — Ну?

КЛОУН: — И так как она хочет поближе познакомиться с тобой, она назначает тебе свидание в большом кафе напротив цирка.

АВГУСТ: — Ах, это необъяснимо! Дама! Напротив цирка!

КЛОУН: — Да.

АВГУСТ (торопится): — До свидания, Лулу! До свидания, Месье Луаяль!

КЛОУН: — Куда ты идешь?

АВГУСТ: — Я ухожу!

КЛОУН: — Куда?

АВГУСТ: — Ты сказал, что одна дама ждет меня напротив цирка.

КЛОУН: — Ты не можешь идти на свидание в таком виде.

АВГУСТ (любуясь собой): — Разве я недостаточно хорош?

КЛОУН: — Конечно! Нужно быть шикарным! Элегантным! Иди в гардеробную, надень фрак и возьми цилиндр.

АВГУСТ: — Что ты болтаешь? Чтобы я взял фиакр и получил пощечину? /Игра слов на созвучиях/ — Ну, так я не пойду на свидание.

КЛОУН: — Да нет же, идиот! Не фиакр, а фрак! И не пощечину, а цилиндр!

АВГУСТ: — А, жакет и большую шляпу. Очень хорошо! Сейчас возьму и вернусь! (уходит)

КЛОУН (Шпреху): — Видите, Месье Луаяль, я хочу его разыграть. Поклонницы не существует. Это просто налоговый листок.

ШПРЕХ: — И что дальше?

КЛОУН: — Я хочу довести свою шутку до конца, если только у вас найдется в реквизиторской манекен.

ШПРЕХ: — Манекен?

КЛОУН: — Да, женский.

ШПРЕХ: — Есть. (униформе): — Принесите манекен!

(Униформа приносит манекен, посаженный на стул.)

— Хорошо, поставьте здесь. Очень хорошо.

КЛОУН: — Месье Луаяль, прекрасно, он только что не говорит. Посудите сами какой будет эффект.

(Шпрех и Клоун отступают. Входит Август во фраке, цилиндр набекрень, в руках букет и тросточка.)

АВГУСТ (расталкивая униформу): — Пропустите меня скорее, меня ждут.

КЛОУН: — Стой! Куда ты идешь?

АВГУСТ: — У меня нет времени. Я спешу, меня ждут.

КЛОУН (бежит за ним): — Постой, у тебя есть минутка?

АВГУСТ: — Ты же сказал мне, что дама ждет меня напротив цирка.

КЛОУН: — Не трудись. Уже поздно.

АВГУСТ: — Как поздно? Она ушла? Ты заставил меня переодеваться зря?

КЛОУН: — Нет, нет! Успокойся! Ты переодевался не напрасно. Представь себе, что дама не имела терпения ждать тебя в кафе. Она пришла сюда.

АВГУСТ: — Как? Она здесь?

КЛОУН: — Да, она здесь.

АВГУСТ: — Где?

КЛОУН: — Иди. Обернись. Смотри!

АВГУСТ: — А, это она! Подумать только!

КЛОУН: — Ну да, это она!

(Август приближается к манекену, удивленный и падает как неживой. Обморок! Клоун вовремя успевает подхватить его, обмахивает, его. Август приходит в себя.)

АВГУСТ: — Ах, это она!

КЛОУН (насмешливо, укоризненно): — Что же ты падаешь в обморок перед дамой?

АВГУСТ: — Но это не дама.

КЛОУН: — Это не дама?

АВГУСТ: — Нет. Это случайность. Это судьба.

КЛОУН: — Ну, ну, будь вежливым и представься как следует.

АВГУСТ: — Ты.

КЛОУН: — Что я?

(Август шепчет ему на ухо.)

— Ты хочешь, чтобы я тебя представил? Нет уж – сам!

/ПРИМЕЧАНИЕ: Напротив, можно было бы разыграть это «представление», когда Клоун, комично расхваливая, представляет «даме» Августа, затем представляет «даму», передает реплики дамы в ответ, становясь посредником диалога… Лучше всего подойдут комические комплименты, построенные на несуразных сравнениях, в стиле комедий Шекспира./

АВГУСТ: – Представиться самому? Но как ты хочешь, чтобы я это сделал?

КЛОУН: — Ты никогда не представлялся даме?

АВГУСТ (категорически, размахивая букетом): — Никогда.

КЛОУН: — Неважно. Я тебе подскажу. Ты будешь повторять то, что я скажу.

АВГУСТ: — Хорошо

(Подходят н манекену)

КЛОУН (тихо): — Шляпу.

АВГУСТ: — Шляпу!

КЛОУН (громче): Шляпу, ну!

АВГУСТ (манекену, решительно): — Ну, шляпу!

КЛОУН (оборачивается к Августу): — Да нет же! Шляпу! Твою! Идиот!

АВГУСТ (точно так же оборачивается к Шпреху): — Шляпу! Твою! Идиот!

КЛОУН: — Твою шляпу! (тычет в нее пальцем) Сколько раз тебе нужно повторять? Твою! Сколько?

АВГУСТ: — Сколько?

КЛОУН: — Да, сколько!

АВГУСТ (снимает, любуясь своей шляпой): — 25 франков!

КЛОУН: — Но я тебя не спрашиваю сколько стоит твоя шляпа.

АВГУСТ: — Так что же ты спрашиваешь?

КЛОУН: — Перед дамой следует снять шляпу!

АВГУСТ (недоуменно вертит шляпу в руках): — Так я снял.

КЛОУН: — Повторяй. Мадемуазель, с того дня как я вас увидел…

АВГУСТ: — Мадемуазель, с того дня как я вас увидел…

(Останавливается и обращается к Клоуну):

— Но я никогда ее не видел.

КЛОУН: — Это неважно. Все-таки скажи. Это доставит ей удовольствие.

АВГУСТ: — Соврать?

КЛОУН: — Да, женщинам это нравится.

АВГУСТ (недоуменно): — Женщинам это нравится? Мне бы не понравилось.

КЛОУН: — Ты не женщина!

АВГУСТ (достает зеркало из кармана, внимательно рассматривает себя): — Да, ты прав, я не женщина.

КЛОУН: — Слава богу!

АВГУСТ: — Точно? (снова достает зеркало, смотрит, сует его в карман, подтверждает): – Да, слава богу и родителям!

КЛОУН: — Повторяй за мной. С того дня, как я вас увидел…

АВГУСТ: — С того дня как я вас увидел…
КЛОУН (продолжает): — В моем сердце вспыхнуло пламя, которое не смогут погасить… все пожарники Парижа.

АВГУСТ: — Не надо пожарников. Причем тут пожарники?

КЛОУН (соглашаясь): — Ни при чем. Молчи! (топает ногой)

АВГУСТ (решительно манекену, топая ногой несколько раз):

— Молчи!

КЛОУН: — Продолжай. С тех пор, как я вас увидел, я не ем. Повторяй, что я сказал…

АВГУСТ: — Я не ем.

КЛОУН: — И не пью.

АВГУСТ: Ну, это полная ерунда! Вчера мы с тобой…

КЛОУН: — Повторяй то, что я сказал.

АВГУСТ: — Ты заставляешь меня говорить то, что в никакие ворота не лезет.

КЛОУН: — Тогда скажи: я не сплю.

АВГУСТ: — И это неправда. Я сплю до обеда.

КЛОУН: — Но ей совершенно не надо знать этого. Продолжай! Ты начинаешь мне действовать на нервы!

АВГУСТ («даме»): — Ты начинаешь действовать мне на нервы!

КЛОУН: — Сударыня, для вас я готов на все!

АВГУСТ: — Для вас я готов на все!

КЛОУН: — Я готов умереть для вас!

АВГУСТ: — Я готов… Что ты болтаешь? Ты думаешь, что я готов умереть?

КЛОУН: — Неважно. Это все же надо сказать.

АВГУСТ: — Вот тебе!

(бросает букет в лицо Клоуну, возмущенно):

— Ты видел когда-нибудь такую, что в ответ молчит!

(Приглядывается к манекену, обходит несколько кругов вокруг стула, внимательно рассматривая сидящую «даму», бросая косые взгляды на Клоуна, который ждет разоблачения… Останавливается и восторженно Клоуну):

— Я ей понравился! Она прямо-таки онемела!

(Подхватывает «даму» на руки и убегает с нею за кулисы. Клоун и Шпрех недоуменно разводят руками.)

Еще почитать:
Катерина (пьеса)
Anna Raven
РЕСТОРАН (1945)
ЧЕСТНЫЙ ЧЕРТ (1950)
КОМПРОМЕТИРУЮЩАЯ ФОТОГРАФИЯ (1954)

Профессионально - исследования жанров клоунады (буффонада и эксцентрика). Натаскивание актеров, создание оригинального репертура на основе гэговых цепочек. Страница создана для размещения архива: старинные клоунады, неизвестные или забытые клоуны, актерские системы, философия и психология комического, пружины творческой фантазии...


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть