«КОНЦЕРТ» (1913, Россия)
КЛОУН – Том Белинг
РЫЖИЙ — Пишель
ШПРЕХ – Гуги (?)
(Выходит Клоун и обращается к Шпреху…)
КЛОУН: — Господин Шпрех, я решил оставить цирк, решил стать певцом.
ШПРЕХ: — А у вас голос есть, чтобы петь?
КЛОУН: — Подумаешь, голос! С голосом каждый дурак споет, а вот вы попробуйте без голоса петь — вот это фокус! Нет, я пошутил! Что за вопрос? Конечно, есть. Я еду в турне — Лондон, Берлин, Будапешт, Париж, Кенигсберг, Сокольники, Марьина Роща…
(Клоун, говоря это, размахивает довольно толстой палкой. Появляется Рыжий, смеется, показывает пальцем на Клоуна. Клоун, размахивая палкой, задевает Рыжего по руке — тот кричит. Клоун просит у Шпреха разрешение спеть что-нибудь, какой-нибудь романс…)
ШПРЕХ: — Ну, какой?
КЛОУН: — Ну, хотя бы – «Когда б я знал!»
РЫЖИЙ (встревая): — Тогда б наверное не пел!
КЛОУН: — Уведите его отсюда.
ШПРЕХ: — Уйдите!
(Рыжий неохотно уходит.)
КЛОУН: — Начинаю!
(Подходит к правой стороне цирка, объявляет)
— Концерт!
(Затем к левой)
— Концерт!
(начинает петь)
РЫЖИЙ (появляясь из-за кулис, бьет Клоуна батоном по голове и прогоняет): — Вот я вам спою! Что вам спеть?
ШПРЕХ: — Ну хотя бы что-нибудь из оперы.
РЫЖИЙ: — Из какой? Ах, вот я спою вам из оперы, где Иван усами убивает Кармен за то, что она любила Евгения и Онегина.
ШПРЕХ: — Нет, спойте мне какой-нибудь мотив из «Гугеноты».
РЫЖИЙ: — Пожалуйста!
(Идет как Клоун, желая объявить себя публике, потом возвращается к Шпреху.)
— Знаете, Гуги — я знаю, но ноты я забыл дома. Я спою вам что-нибудь другое.
(Идет и объявляет сначала на правой, потом на левой стороне – «Концерт!» Начинает петь. Появляется Клоун, бьет Рыжего по голове тарелкой. Рыжий уходит. Клоун объявляет по обе стороны «Концерт!». Поет. Появляется Рыжий, достает из кармана два яйца, заходит спереди Клоуна и разбивает оба яйца у него на голове. Клоун уходит. Рыжий объявляет по одну сторону «Концерт!», на другую сторону «Концерт!» — поет. Появляется Клоун, достает из кармана горсть муки и забивает ею рот Рыжему. Рыжий поражен. Медленно дует на Клоуна — изо рта вылетает струя муки. Поворачивается — сзади из пиджака идет струей мука, как дым. Так несколько раз. Уходит за кулисы. Клоун смеется, качает головой, объявляет себя на одну и другую стороны. Поет. Рыжий выносит доску и бьет Клоуна доской по голове…)
— — — — — — — —
ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:
Том Белинг и Пишель, Москва, Цирк Радунского, 1913 год. Том Белинг — сын известного клоуна — создателя жанра коверных рыжих, американец, был очень красивый клоун с редкостной маской белого клоуна. Очень долго жил в России, хорошо говорил по-русски. В клоунском жанре никогда не давал ходу рыжему, беря все выигрышные места на себя, хотя имел хороших рыжих, как-то: Тони и Сесиль Пишель — брат знаменитого Франко Пишель. Сесиль целиком копировал брата Франко и в антре был очень хорошим рыжим. Много лет работая с Томом Белингом, выработался в хорошего мягкого антре Рыжего…