«КОЛОДЕЦ БЕРНАРДО» (1912, Россия)
/Оригинальное авторское антре совмещено с фрагментом антре «Стрельба в свечу», что в данных обстоятельствах служит в качестве необязательной заставки к номеру и обыкновенно мало оправдывает дальнейшие действия, но… и здесь показывает несомненное наличие режиссерского таланта Бернардо. Емко, четко, логично, ничего лишнего…/
КЛОУН — ?
РЫЖИЙ – БЕРНАРДО
ШПРЕХ — ?
(Перед выходом клоунов у выхода униформы с правой стороны ставится на полтора аршина от барьера декоративный колодец. После чего выходит Клоун, обращается к Шпреху…)
КЛОУН: — Господин Шпрех! Я придумал новый номер — стрельба по живой мишени. У меня есть старинный пистолет и свечка. Со счетом три — я тушу огонь свечи, которую будете держать вы.
ШПРЕХ: — Я не согласен.
КЛОУН: — Боитесь?
ШПРЕХ: — Да нет, но я человек женатый, дети!
КЛОУН: — Подумаешь. Детей ваших мы отправим в приют, а о жене я сам побеспокоюсь.
ШПРЕХ: — Да нет, уж лучше найдите себе другого дурака.
КЛОУН: — А там у вас их много! (показывает на униформу)
ШПРЕХ — Но, но! Не забывайтесь! Постойте, у меня есть один молодой человек, который, пожалуй, на это согласится. Я его сейчас попрошу… Бернардо!
(Выходит Рыжий, весь трясется.)
КЛОУН: — Что с вами?
РЫЖИЙ (заикается от страха): — Сейчас увидел страшную обезьяну!
КЛОУН: — В конюшне подсмотрели клетку?
РЫЖИЙ: — Нет, в гардеробной посмотрел в зеркало. Ну и рожа!
КЛОУН: — Скажите, а вы человек храбрый?
РЫЖИЙ: — И даже очень: сам себя не боюсь!
КЛОУН: — Вот, мне такой и нужен. Вы можете мне подержать вот эту свечку. Не побоитесь?
РЫЖИЙ: — Нет.
КЛОУН: — Я встану у барьера, а вы становитесь где-нибудь на противоположной стороне…
(Клоун идет к барьеру, а Рыжий что-то ищет.)
— Что вы ищете?
РЫЖИЙ: — Противоположную сторону.
КЛОУН: — Вот чудак! Ну, становитесь где-нибудь.
(Подходит к Рыжему, зажигает свечку, отходит от него, считает…)
— Раз! (наводит пистолет)
РЫЖИЙ: — Стойте! Что Вы хотите делать?
КЛОУН: — Потушу пламя свечи выстрелом из пистолета. Попаду прямо в свечку.
РЫЖИЙ: — А если в место этой свечки, вы попадете мне вот в эту свечку? (трогает свой нос)
КЛОУН: — Не беспокойтесь, я стреляю без промаха, и за каждый выстрел дирекция цирка платит 25 рублей.
РЫЖИЙ: — Кому?
КЛОУН: — Это неважно, лишь бы попал.
РЫЖИЙ: — Куда?
КЛОУН: — 25 рублей! Какая разница.
РЫЖИЙ: — Тогда валяй, хоть из пулемета!
(Рыжий садится на барьер. Клоун считает «раз», Рыжий трясется и отводит руку, так, что свеча приходится перед лицом господина, сидящего в первом ряду (подсадка). Господин отводит голову. Рыжий все время ведет свечу за головой подсадки. Со счетом Клоуна «два» господин бросает программу и уходит в боковой проход. Рыжий трясется.)
КЛОУН: — Ты что боишься?
РЫЖИЙ: — Нет.
КЛОУН: — А что же ты трясешься?
РЫЖИЙ: — У меня лихорадка. Не могу стоять на ногах.
КЛОУН: – Тогда садись сюда — на колодец. Только смотри, осторожней — он очень глубокий.
(Рыжий смотрит в колодец, рассматривает его, опустив голову со свечой в колодец.)
РЫЖИЙ: — Да, очень глубокий.
КЛОУН: — Смотри, вон рыбка плывет!
РЫЖИЙ: — Да, плывет селедка копченая.
КЛОУН: — Сиди и будь осторожен.
(Рыжий усаживается на край колодца. Клоун становится на барьер, считает «раз, два, три». Раздается выстрел. Рыжий вздрагивает и свечей обжигает себе нос. Рыжий держится за нос и смотрит на свечу. Свеча горит. Смотрит на Клоуна.)
РЫЖИЙ: — Не попал! 25 рублей — тю-тю!
(Клоун подзывает Рыжего к себе и что-то шепчет ему на ухо, показывая на пальцах «раз, два, три».)
— А, теперь я понял! Что же ты раньше не сказал?
(Рыжий идет, садится на колодец, а Клоун становится на барьере, считает «раз, два». Со счетом «два» Рыжий нарочито утрированно тушит свечу. Клоун взволнованно направляется к Рыжему.)
КЛОУН: — Я же тебе сказал «три», а не «два». Понял? Когда — «три»!
РЫЖИЙ — А, когда «три», тогда… (дует на свечу)
— А не тогда, когда «два». Давай сначала. Теперь понял – на «три»!
(Клоун зажигает Рыжему свечу, идет на барьер, считает. Выстрел. Рыжий падает в колодец. Из колодца слышны его крики…) — Помогите! Спасите! Тону! Помогите!
(Клоун взволнованно бежит к колодцу, заглядывает в него, зовет Шпреха.)
КЛОУН: — Помогите, человек тонет! Давайте пожарную лестницу!
ШПРЕХ: — Нету.
КЛОУН: — Багор.
ШПРЕХ: — Нету.
КЛОУН: — Что есть?
ШПРЕХ: – Это! (подает веревку)
КЛОУН (кричит в колодец): — Держись за веревку, за веревку!
(Тянет веревку — вытаскивает ботинок, бросает его и спускает веревку второй раз.)
— За веревку держись!
(Рыжий кричит все реже и тише. Клоун тянет веревку и вытаскивает пиджак. Забрасывает в третий раз, тяжело тянет, кричит Шпреху.)
— Помогите же, тяжело.
(Тянут вдвоем, из колодца показывается зад Рыжего.)
— Держите! Держите крепче! А я его схвачу!
(Отпускает веревку, хочет схватить Рыжего. Шпрех тоже выпускает веревку, тоже пытается схватить Рыжего. Рыжий снова скрывается в колодце.)
КЛОУН: — Что же вы не держали? Сорвался.
ШПРЕХ: — Я держал, да он тяжелый.
КЛОУН: — Так держите крепче — вы же мужчина!
ШПРЕХ: — А вы кто?
(Вторично забрасывают веревку в колодец, тянут, и опять показывается зад Рыжего.)
КЛОУН: — Держите его!
ШПРЕХ: — Держу!
КЛОУН: — Крепче держите, перехватываю…
/Вся сцена разыгрывается очень правдиво — тем смешней зрителю/
КЛОУН: – Говорил же, колодец же, будь аккуратнее – глубоко же! Не послушал же и вот результат!
РЫЖИЙ (икает): — Же!
(Несут Рыжего до середины манежа и роняют на манеж.
ШПРЕХ: — Он живой?
(Рыжий вздрагивает, изо рта фонтаном выплескивает вода. Клоун поражен. Тихо подходит к Рыжему, давит ногой на живот — изо рта снова выплескивает фонтанчик воды. Нажимает еще раз — опять фонтан.)
КЛОУН: — Ах вот в чем дело! Но у меня есть замечательное средство! Дайте помпу!
(Выносит пожарную помпу с ведром. Клоун складывает руки Рыжего, вставляет шланг помпы ему в рот, и вдвоем со Шпрехом начинают ее качать, наблюдая, как вода наполняет ведро… Рыжий не шевелится.)
ШПРЕХ: — Живой?
КЛОУН: — Не очень. Совсем не очень. Что же делать?
ШПРЕХ: — Я вам дам носилки, унести его!
КЛОУН: – Тогда и лопату — уберем его! Жаль Рыжего! Прощай друг!
(Вступает оркестр, играя чижика в минорном тоне. Выносят носилки. Клоун одевает пальто, цилиндр, разворачивает простынь. Униформисты кладут на носилки Рыжего и прикрывают простыней. Клоун начинает плакать, заливает свечку, вставляет в рот Рыжему. Берет лопату и сыплет на Рыжего землю. Плачет. Униформисты поднимают носилки. Они прорываются. Рыжий остается лежать на земле. Униформисты идут за Клоуном, который идет и плачет. Рыжий вынимает свечку изо рта, идет за носилками и тоже плачет в унисон. Униформисты с носилками уходят с середины манежа. Остается на манеже плачущий Клоун и плачущий Рыжий. На середине манежа сталкиваются чуть ли не лбами, смотрят друг на друга. Секундная пауза. Оба обнимаются, плачут в третий раз, останавливаются, смотрят друг на друга, плачут, обнимаются и в таком финале уходят за кулисы…)