« » КОЛОДЕЦ БЕРНАРДО (1912, Россия)

Прочитали 642









Оглавление
Содержание серии

«КОЛОДЕЦ БЕРНАРДО» (1912, Россия)

 

/Оригинальное авторское антре совмещено с фрагментом антре «Стрельба в свечу», что в данных обстоятельствах служит в качестве необязательной заставки к номеру и обыкновенно мало оправдывает дальнейшие действия, но… и здесь показывает несомненное наличие режиссерского таланта Бернардо. Емко, четко, логично, ничего лишнего…/

 

КЛОУН — ?

РЫЖИЙ – БЕРНАРДО

ШПРЕХ — ?

 

(Перед выходом клоунов у выхода униформы с правой стороны ставится на полтора аршина от барьера декоративный колодец. После чего выходит Клоун, обращается к Шпреху…)

КЛОУН: — Господин Шпрех! Я придумал новый номер — стрельба по живой мишени. У меня есть старинный пистолет и свечка. Со счетом три — я тушу огонь свечи, которую будете держать вы.

ШПРЕХ: — Я не согласен.

КЛОУН: — Боитесь?

ШПРЕХ: — Да нет, но я человек женатый, дети!

КЛОУН: — Подумаешь. Детей ваших мы отправим в приют, а о жене я сам побеспокоюсь.

ШПРЕХ: — Да нет, уж лучше найдите себе другого дурака.

КЛОУН: — А там у вас их много! (показывает на униформу)

ШПРЕХ — Но, но! Не забывайтесь! Постойте, у меня есть один молодой человек, который, пожалуй, на это согласится. Я его сейчас попрошу… Бернардо!

(Выходит Рыжий, весь трясется.)

КЛОУН: — Что с вами?

РЫЖИЙ (заикается от страха): — Сейчас увидел страшную обезьяну!

КЛОУН: — В конюшне подсмотрели клетку?

РЫЖИЙ: — Нет, в гардеробной посмотрел в зеркало. Ну и рожа!

КЛОУН: — Скажите, а вы человек храбрый?

РЫЖИЙ: — И даже очень: сам себя не боюсь!

КЛОУН: — Вот, мне такой и нужен. Вы можете мне подержать вот эту свечку. Не побоитесь?

РЫЖИЙ: — Нет.

КЛОУН: — Я встану у барьера, а вы становитесь где-нибудь на противоположной стороне…

(Клоун идет к барьеру, а Рыжий что-то ищет.)

— Что вы ищете?

РЫЖИЙ: — Противоположную сторону.

КЛОУН: — Вот чудак! Ну, становитесь где-нибудь.

(Подходит к Рыжему, зажигает свечку, отходит от него, считает…)

— Раз! (наводит пистолет)

РЫЖИЙ: — Стойте! Что Вы хотите делать?

КЛОУН: — Потушу пламя свечи выстрелом из пистолета. Попаду прямо в свечку.

РЫЖИЙ: — А если в место этой свечки, вы попадете мне вот в эту свечку? (трогает свой нос)

КЛОУН: — Не беспокойтесь, я стреляю без промаха, и за каждый выстрел дирекция цирка платит 25 рублей.

РЫЖИЙ: — Кому?

КЛОУН: — Это неважно, лишь бы попал.

РЫЖИЙ: — Куда?

КЛОУН: — 25 рублей! Какая разница.

РЫЖИЙ: — Тогда валяй, хоть из пулемета!

(Рыжий садится на барьер. Клоун считает «раз», Рыжий трясется и отводит руку, так, что свеча приходится перед лицом господина, сидящего в первом ряду (подсадка). Господин отводит голову. Рыжий все время ведет свечу за головой подсадки. Со счетом Клоуна «два» господин бросает программу и уходит в боковой проход. Рыжий трясется.)

КЛОУН: — Ты что боишься?

РЫЖИЙ: — Нет.

КЛОУН: — А что же ты трясешься?

РЫЖИЙ: — У меня лихорадка. Не могу стоять на ногах.

КЛОУН: – Тогда садись сюда — на колодец. Только смотри, осторожней — он очень глубокий.

(Рыжий смотрит в колодец, рассматривает его, опустив голову со свечой в колодец.)

РЫЖИЙ: — Да, очень глубокий.

КЛОУН: — Смотри, вон рыбка плывет!

РЫЖИЙ: — Да, плывет селедка копченая.

КЛОУН: — Сиди и будь осторожен.

(Рыжий усаживается на край колодца. Клоун становится на барьер, считает «раз, два, три». Раздается выстрел. Рыжий вздрагивает и свечей обжигает себе нос. Рыжий держится за нос и смотрит на свечу. Свеча горит. Смотрит на Клоуна.)

РЫЖИЙ: — Не попал! 25 рублей — тю-тю!

(Клоун подзывает Рыжего к себе и что-то шепчет ему на ухо, показывая на пальцах «раз, два, три».)

— А, теперь я понял! Что же ты раньше не сказал?

(Рыжий идет, садится на колодец, а Клоун становится на барьере, считает «раз, два». Со счетом «два» Рыжий нарочито утрированно тушит свечу. Клоун взволнованно направляется к Рыжему.)

КЛОУН: — Я же тебе сказал «три», а не «два». Понял? Когда — «три»!

РЫЖИЙ — А, когда «три», тогда… (дует на свечу)

— А не тогда, когда «два». Давай сначала. Теперь понял – на «три»!

(Клоун зажигает Рыжему свечу, идет на барьер, считает. Выстрел. Рыжий падает в колодец. Из колодца слышны его крики…) — Помогите! Спасите! Тону! Помогите!

(Клоун взволнованно бежит к колодцу, заглядывает в него, зовет Шпреха.)

КЛОУН: — Помогите, человек тонет! Давайте пожарную лестницу!

ШПРЕХ: — Нету.

КЛОУН: — Багор.

ШПРЕХ: — Нету.

КЛОУН: — Что есть?

ШПРЕХ: – Это! (подает веревку)

КЛОУН (кричит в колодец): — Держись за веревку, за веревку!

(Тянет веревку — вытаскивает ботинок, бросает его и спускает веревку второй раз.)

— За веревку держись!

(Рыжий кричит все реже и тише. Клоун тянет веревку и вытаскивает пиджак. Забрасывает в третий раз, тяжело тянет, кричит Шпреху.)

— Помогите же, тяжело.

(Тянут вдвоем, из колодца показывается зад Рыжего.)

— Держите! Держите крепче! А я его схвачу!

(Отпускает веревку, хочет схватить Рыжего. Шпрех тоже выпускает веревку, тоже пытается схватить Рыжего. Рыжий снова скрывается в колодце.)

КЛОУН: — Что же вы не держали? Сорвался.

ШПРЕХ: — Я держал, да он тяжелый.

КЛОУН: — Так держите крепче — вы же мужчина!

ШПРЕХ: — А вы кто?

(Вторично забрасывают веревку в колодец, тянут, и опять показывается зад Рыжего.)

КЛОУН: — Держите его!

ШПРЕХ: — Держу!

КЛОУН: — Крепче держите, перехватываю…

/Вся сцена разыгрывается очень правдиво — тем смешней зрителю/

КЛОУН: – Говорил же, колодец же, будь аккуратнее – глубоко же! Не послушал же и вот результат!

РЫЖИЙ (икает): — Же!

(Несут Рыжего до середины манежа и роняют на манеж.

ШПРЕХ: — Он живой?

(Рыжий вздрагивает, изо рта фонтаном выплескивает вода. Клоун поражен. Тихо подходит к Рыжему, давит ногой на живот — изо рта снова выплескивает фонтанчик воды. Нажимает еще раз — опять фонтан.)

КЛОУН: — Ах вот в чем дело! Но у меня есть замечательное средство!  Дайте помпу!

(Выносит пожарную помпу с ведром. Клоун складывает руки Рыжего, вставляет шланг помпы ему в рот, и вдвоем со Шпрехом начинают ее качать, наблюдая, как вода наполняет ведро… Рыжий не шевелится.)

ШПРЕХ: — Живой?

КЛОУН: — Не очень. Совсем не очень. Что же делать?

ШПРЕХ: — Я вам дам носилки, унести его!

КЛОУН: – Тогда и лопату — уберем его! Жаль Рыжего! Прощай друг!

(Вступает оркестр, играя чижика в минорном тоне. Выносят носилки. Клоун одевает пальто, цилиндр, разворачивает простынь. Униформисты кладут на носилки Рыжего и прикрывают простыней. Клоун начинает плакать, заливает свечку, вставляет в рот Рыжему. Берет лопату и сыплет на Рыжего землю. Плачет. Униформисты поднимают носилки. Они прорываются. Рыжий остается лежать на земле. Униформисты идут за Клоуном, который идет и плачет. Рыжий вынимает свечку изо рта, идет за носилками и тоже плачет в унисон. Униформисты с носилками уходят с середины манежа. Остается на манеже плачущий Клоун и плачущий Рыжий. На середине манежа сталкиваются чуть ли не лбами, смотрят друг на друга. Секундная пауза. Оба обнимаются, плачут в третий раз, останавливаются, смотрят друг на друга, плачут, обнимаются и в таком финале уходят за кулисы…)

Еще почитать:
ФОТОГРАФ (1900, Россия)
Катерина (пьеса)
Anna Raven
СТРЕЛЬБА В ШАРЫ (1860, 1950)
СТАТУЯ (1902, Россия)

Профессионально - исследования жанров клоунады (буффонада и эксцентрика). Натаскивание актеров, создание оригинального репертура на основе гэговых цепочек. Страница создана для размещения архива: старинные клоунады, неизвестные или забытые клоуны, актерские системы, философия и психология комического, пружины творческой фантазии...


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть