« » ГОРШКИ, ГВОЗДИ и ШАМПАНСКИЙ ВАЛЬС (1914, Россия)

Прочитали 2270









Оглавление
Содержание серии

«ГОРШКИ, ГВОЗДИ И ШАМПАНСКИЙ ВАЛЬС»

(1914, Россия)

 

БЕЛЫЙ клоун – Владимир Костанди

РЫЖИЙ клоун – Юрий Костанди

ШПРЕХ — ?

 

(Клоун и Рыжий появляются на манеже, идут одновременно по барьеру и встречаются у главного входа, столкнувшись так, что дальше пройти нет возможности…)

 

РЫЖИЙ (с пафосом): — Пусти, шестерка! Туз идет!

КЛОУН: — А ты знаешь, что козырная шестерка туза бьет?

(Дает Рыжему пощечину, тот летит с барьера и падает в опилки.)

РЫЖИЙ (кричит): — Жулик, шулер! Сказал шестерка, а ударил пятеркой…

(показывает ладонь с растопыренными пальцами)

— Нет, брат, мне некогда с тобой заниматься. Спешу домой. Дайте мои горшки!

(Униформа подает горшки для цветов, вставленные один в другой.)

КЛОУН: — Куда ты?

РЫЖИЙ: — Домой. Невский 54, квартира 26, второй этаж.

КЛОУН: — Зачем тебе горшки?

РЫЖИЙ: — Люблю заняться огородничеством. Этой весной я добился огромных результатов.

КЛОУН: — Каких же?

РЫЖИЙ: — Живу я на Невском. 2-й этаж. Солнечная сторона. Весной взял я большой ящик, просверлил в дне дырки, чтобы вода стекала, открыл окно, выставил ящик за окно. Натаскал земли, посадил арбуз, дыню и тыкву. Каждое утро и к вечеру по ведру воды расходовал на поливку. Не прошло и десяти дней — взошел. И как ты думаешь, кто первый?

КЛОУН: — Это ясно — тыква!

РЫЖИЙ: — Нет!

КЛОУН: — Арбуз?

РЫЖИЙ: — Нет!

КЛОУН: — Ну, тогда — дыня!

РЫЖИЙ: — Да нет же!

КЛОУН: — Ну кто же тогда первый взошел?

РЫЖИЙ: — Первым взошел околоточный надзиратель и заорал: — «Убрать к черту ящики с окна!»

КЛОУН: — О как!

РЫЖИЙ: — Забыл тебе сказать — у меня горшки музыкальные.

КЛОУН: — А кто же на них играет?

РЫЖИЙ: — Я! Разве ты не знаешь, что я окончил консерваторию в аптекарском магазине?

КЛОУН: — Тогда давай сыграем: я на венской гармошке, а ты — на горшках.

РЫЖИЙ: — Горшечный марш!

(Берет палочки от ксилофона, расставляет горшки и под аккомпанемент, венской гармошки выстукивает на горшках марш. Затем берет в униформе пятиаршинную доску и собирается уходить.)

КЛОУН: — Брат, куда ты? Что это за доска у тебя?

РЫЖИЙ: — Послушай, расскажу. В последнее воскресенье я был за городом -решил подышать воздухом. Вдруг, вижу — горит двухэтажный деревянный дом. В окне второго этажа стоит женщина и кричит: «Спасите, спасите!» Огонь бушует. В двери войти нельзя. Я не растерялся. Вижу забор. Оторвал от забора доску. Подставил к окну и кричу: — «Садись верхом на доску, спокойно съедешь! Садитесь!» Она так и сделала: села верхом и съехала прямо ко мне…

КЛОУН: — Чтобы поблагодарить тебя?

РЫЖИЙ: — Нет, начала ругаться. Ой, как!

КЛОУН: — За что?

РЫЖИЙ: — Недосмотрел — в доске были гвозди.

КЛОУН: — А это что за доска? Та самая?

РЫЖИЙ: — Владелец забора требует, чтобы забил дыру. Вот, подготовлю и поеду забивать. Дайте гвозди и молоток!

(Лихо заколачивает в доску 6 штук 12-ти дюймовых гвоздей в один ряд.)

КЛОУН: — Слушай, брат, гвозди-то велики.

РЫЖИЙ: — Неважно, можно и отпилить. Дайте пилу-ножовку!

(униформа подает контрабасовый смычок)

— Держи, брат, доску — я отпилю.

КЛОУН: — Нет, пусть держит другой, а я посмотрю, как ты будешь пилить.

(Рыжий завет униформиста. Тот держит доску. Рыжий проводит по гвоздю контрабасным смычком слышится мелодичный, очень певучий звук.)

РЫЖИЙ: — Слыхал?

КЛОУН: — Да. Я тебе на гитаре, чтобы было веселей. А ты пили.

(Садится, берет гитару. )

РЫЖИЙ — Дайте еще одну пилу. Я буду пилить в две пилы, а ты сыграй русскую.

(Клоун играет на гитаре певучую русскую песню. Рыжий водит смычками по гвоздям. Мелодия.)

 

/Получался очень мелодичный звук, что зависел от настройки гвоздей, которые у Костанди были серебренными. Смычки были хорошо наканифолены. Играли: «Солнце всходит и заходит»/

 

КЛОУН: — Да, брат! Я хотел тебя спросить, что это с тобой произошло вчера, когда мы с тобой гуляли? Мимо нас промчался автомобиль. Раздался автомобильный гудок. Ты весь задрожал, вбежал в дом и я не мог тебя найти. В чем дело?

РЫЖИЙ: — Я тебе все объясню. Слушай! Год тому назад я пошел со своей женой гулять за город. Вдруг раздаются звуки автомобильных рожков, к нам подъезжает автомобиль, из машины выскакивают шесть человек в масках, хватают мою жену, втаскивают в машину и увозят. И до сих пор ее нет. С тех пор, как только я услышу автомобильный рожок, меня бросает в пот.

КЛОУН: — Ты так боишься автомобильного сигнала?

РЫЖИЙ: — Да нет.

КЛОУН: — А что же?

РЫЖИЙ: — Я боюсь, чтобы мою жену не привезли обратно.

КЛОУН: — Ну вот что, брат! Я решил угостить тебя сегодня шампанским, но ты, пожалуйста, сходи за ним.

РЫЖИЙ: — В буфет?

КЛОУН: — Нет, за кулисы.

РЫЖИЙ: — Странно — за кулисы! Ну что ж, пойду! Дайте шампанское!

(Бежит за кулисы и тут же возвращается обратно, приносит два винных ящика — в каждом по шесть бутылок шампанского.)

— Давай посмотрим — что за марка.

(Клоун берет между пальцев по три бутылке. Рыжий рассматривает бутылку.)

КЛОУН: — Рассмотрел — какой марки?

РЫЖИЙ: — Ни дна, ни покрышки!

(Надевает бутылку на руку, показывая, что у нее нет дна.)

КЛОУН: — Да, это шампанское музыкальное! На нем нужно играть, вот так!

(Нажимает большим пальцем пробки — бутылки играет. Рыжий пробует, нажимает, бутылки не играют. Клоун ударяет его ногой по заду — бутылка заиграла.)

КЛОУН: — Понял?

РЫЖИЙ: — Даже почувствовал! Давай играть! Шампанский вальс!

(Играют. Уход за кулисы.)

 

— — — — — — — —

 

ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:

 

Петербург, 1914 год. Владимир и Юрий Костанди — греки, создавали свой тип клоунады постепенно, переходя от одного жанра к другому, от акробатики к музыке. Свою работу они начали с акробатической кухни и к концу перешли к серьезной музыкальной — к оригинальным инструментам: колокольчикам, концертино и еще многим другим музыкальным инструментам, которыми они владели в таком совершенстве, что им могли позавидовать очень многие музыканты. В особенности это относится к Юрию, который владел искусством играть на одной струне и пузыре так, как после него никто не играл. Как типажи они по справедливости считались лучшими клоунами этого периода в России. Все репризы их были насыщены юмором и культурой и преподносились на редкость артистично. Клоун был очень нервный и все время подгонял Рыжего, а Рыжий был очень флегматичен и, не торопясь, выносил всю соль репризы Клоуна. В работе у них все до мелочей было хорошо актерски срепетировано, и очень хорошо принималось публикой. Братья Костанди, в особенности младший Юрий — Рыжий имели многочисленных поклонников. Можно сказать, что они имели свою публику, так как существовала целая категория зрителей, которые специально шли смотреть Костанди, что в цирке было редко…

 

Еще почитать:
КОМПРОМЕТИРУЮЩАЯ ФОТОГРАФИЯ (1954)
ЧЕЛОВЕК-КУРИЦА или ВЕЧЕРНЯЯ ГАЗЕТА (1908, Россия)
Пьеса. Любой Винсент
Хрупкая вечность
Ostoris Astra

Профессионально - исследования жанров клоунады (буффонада и эксцентрика). Натаскивание актеров, создание оригинального репертура на основе гэговых цепочек. Страница создана для размещения архива: старинные клоунады, неизвестные или забытые клоуны, актерские системы, философия и психология комического, пружины творческой фантазии...


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть