«ГОРШКИ, ГВОЗДИ И ШАМПАНСКИЙ ВАЛЬС»
(1914, Россия)
БЕЛЫЙ клоун – Владимир Костанди
РЫЖИЙ клоун – Юрий Костанди
ШПРЕХ — ?
(Клоун и Рыжий появляются на манеже, идут одновременно по барьеру и встречаются у главного входа, столкнувшись так, что дальше пройти нет возможности…)
РЫЖИЙ (с пафосом): — Пусти, шестерка! Туз идет!
КЛОУН: — А ты знаешь, что козырная шестерка туза бьет?
(Дает Рыжему пощечину, тот летит с барьера и падает в опилки.)
РЫЖИЙ (кричит): — Жулик, шулер! Сказал шестерка, а ударил пятеркой…
(показывает ладонь с растопыренными пальцами)
— Нет, брат, мне некогда с тобой заниматься. Спешу домой. Дайте мои горшки!
(Униформа подает горшки для цветов, вставленные один в другой.)
КЛОУН: — Куда ты?
РЫЖИЙ: — Домой. Невский 54, квартира 26, второй этаж.
КЛОУН: — Зачем тебе горшки?
РЫЖИЙ: — Люблю заняться огородничеством. Этой весной я добился огромных результатов.
КЛОУН: — Каких же?
РЫЖИЙ: — Живу я на Невском. 2-й этаж. Солнечная сторона. Весной взял я большой ящик, просверлил в дне дырки, чтобы вода стекала, открыл окно, выставил ящик за окно. Натаскал земли, посадил арбуз, дыню и тыкву. Каждое утро и к вечеру по ведру воды расходовал на поливку. Не прошло и десяти дней — взошел. И как ты думаешь, кто первый?
КЛОУН: — Это ясно — тыква!
РЫЖИЙ: — Нет!
КЛОУН: — Арбуз?
РЫЖИЙ: — Нет!
КЛОУН: — Ну, тогда — дыня!
РЫЖИЙ: — Да нет же!
КЛОУН: — Ну кто же тогда первый взошел?
РЫЖИЙ: — Первым взошел околоточный надзиратель и заорал: — «Убрать к черту ящики с окна!»
КЛОУН: — О как!
РЫЖИЙ: — Забыл тебе сказать — у меня горшки музыкальные.
КЛОУН: — А кто же на них играет?
РЫЖИЙ: — Я! Разве ты не знаешь, что я окончил консерваторию в аптекарском магазине?
КЛОУН: — Тогда давай сыграем: я на венской гармошке, а ты — на горшках.
РЫЖИЙ: — Горшечный марш!
(Берет палочки от ксилофона, расставляет горшки и под аккомпанемент, венской гармошки выстукивает на горшках марш. Затем берет в униформе пятиаршинную доску и собирается уходить.)
КЛОУН: — Брат, куда ты? Что это за доска у тебя?
РЫЖИЙ: — Послушай, расскажу. В последнее воскресенье я был за городом -решил подышать воздухом. Вдруг, вижу — горит двухэтажный деревянный дом. В окне второго этажа стоит женщина и кричит: «Спасите, спасите!» Огонь бушует. В двери войти нельзя. Я не растерялся. Вижу забор. Оторвал от забора доску. Подставил к окну и кричу: — «Садись верхом на доску, спокойно съедешь! Садитесь!» Она так и сделала: села верхом и съехала прямо ко мне…
КЛОУН: — Чтобы поблагодарить тебя?
РЫЖИЙ: — Нет, начала ругаться. Ой, как!
КЛОУН: — За что?
РЫЖИЙ: — Недосмотрел — в доске были гвозди.
КЛОУН: — А это что за доска? Та самая?
РЫЖИЙ: — Владелец забора требует, чтобы забил дыру. Вот, подготовлю и поеду забивать. Дайте гвозди и молоток!
(Лихо заколачивает в доску 6 штук 12-ти дюймовых гвоздей в один ряд.)
КЛОУН: — Слушай, брат, гвозди-то велики.
РЫЖИЙ: — Неважно, можно и отпилить. Дайте пилу-ножовку!
(униформа подает контрабасовый смычок)
— Держи, брат, доску — я отпилю.
КЛОУН: — Нет, пусть держит другой, а я посмотрю, как ты будешь пилить.
(Рыжий завет униформиста. Тот держит доску. Рыжий проводит по гвоздю контрабасным смычком слышится мелодичный, очень певучий звук.)
РЫЖИЙ: — Слыхал?
КЛОУН: — Да. Я тебе на гитаре, чтобы было веселей. А ты пили.
(Садится, берет гитару. )
РЫЖИЙ — Дайте еще одну пилу. Я буду пилить в две пилы, а ты сыграй русскую.
(Клоун играет на гитаре певучую русскую песню. Рыжий водит смычками по гвоздям. Мелодия.)
/Получался очень мелодичный звук, что зависел от настройки гвоздей, которые у Костанди были серебренными. Смычки были хорошо наканифолены. Играли: «Солнце всходит и заходит»/
КЛОУН: — Да, брат! Я хотел тебя спросить, что это с тобой произошло вчера, когда мы с тобой гуляли? Мимо нас промчался автомобиль. Раздался автомобильный гудок. Ты весь задрожал, вбежал в дом и я не мог тебя найти. В чем дело?
РЫЖИЙ: — Я тебе все объясню. Слушай! Год тому назад я пошел со своей женой гулять за город. Вдруг раздаются звуки автомобильных рожков, к нам подъезжает автомобиль, из машины выскакивают шесть человек в масках, хватают мою жену, втаскивают в машину и увозят. И до сих пор ее нет. С тех пор, как только я услышу автомобильный рожок, меня бросает в пот.
КЛОУН: — Ты так боишься автомобильного сигнала?
РЫЖИЙ: — Да нет.
КЛОУН: — А что же?
РЫЖИЙ: — Я боюсь, чтобы мою жену не привезли обратно.
КЛОУН: — Ну вот что, брат! Я решил угостить тебя сегодня шампанским, но ты, пожалуйста, сходи за ним.
РЫЖИЙ: — В буфет?
КЛОУН: — Нет, за кулисы.
РЫЖИЙ: — Странно — за кулисы! Ну что ж, пойду! Дайте шампанское!
(Бежит за кулисы и тут же возвращается обратно, приносит два винных ящика — в каждом по шесть бутылок шампанского.)
— Давай посмотрим — что за марка.
(Клоун берет между пальцев по три бутылке. Рыжий рассматривает бутылку.)
КЛОУН: — Рассмотрел — какой марки?
РЫЖИЙ: — Ни дна, ни покрышки!
(Надевает бутылку на руку, показывая, что у нее нет дна.)
КЛОУН: — Да, это шампанское музыкальное! На нем нужно играть, вот так!
(Нажимает большим пальцем пробки — бутылки играет. Рыжий пробует, нажимает, бутылки не играют. Клоун ударяет его ногой по заду — бутылка заиграла.)
КЛОУН: — Понял?
РЫЖИЙ: — Даже почувствовал! Давай играть! Шампанский вальс!
(Играют. Уход за кулисы.)
— — — — — — — —
ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:
Петербург, 1914 год. Владимир и Юрий Костанди — греки, создавали свой тип клоунады постепенно, переходя от одного жанра к другому, от акробатики к музыке. Свою работу они начали с акробатической кухни и к концу перешли к серьезной музыкальной — к оригинальным инструментам: колокольчикам, концертино и еще многим другим музыкальным инструментам, которыми они владели в таком совершенстве, что им могли позавидовать очень многие музыканты. В особенности это относится к Юрию, который владел искусством играть на одной струне и пузыре так, как после него никто не играл. Как типажи они по справедливости считались лучшими клоунами этого периода в России. Все репризы их были насыщены юмором и культурой и преподносились на редкость артистично. Клоун был очень нервный и все время подгонял Рыжего, а Рыжий был очень флегматичен и, не торопясь, выносил всю соль репризы Клоуна. В работе у них все до мелочей было хорошо актерски срепетировано, и очень хорошо принималось публикой. Братья Костанди, в особенности младший Юрий — Рыжий имели многочисленных поклонников. Можно сказать, что они имели свою публику, так как существовала целая категория зрителей, которые специально шли смотреть Костанди, что в цирке было редко…