«ДУЭЛЬ С ДИНАМИТОМ» (1913, Россия)
/Рекомендуется ознакомиться с одноименной доработкой 1920-1930 известных западных клоунов: Дарио, Барио, Ром…/
КЛОУН – Том Белинг
РЫЖИЙ — Пишель
ШПРЕХ — ?
(Клоун и Рыжий выходят вместе. Клоун обращается к Рыжему…)
КЛОУН: — Давай мы сегодня покажем зрителям, что мы умеем делать.
РЫЖИЙ: — А что мы умеем делать?
КЛОУН: — Мы с тобой будем два брата-акробата. Я буду стоять здесь и держать руки сложенными так. А ты мне скажешь – «Гоп-але!» и разбежишься, поставишь ногу в мою руку, я тебя подброшу, а ты в воздухе булулум — перевернешься, встанешь на ноги. Понял?
РЫЖИЙ: — Ты будешь держать руки сложенными, а я гоп-але — булулум в воздухе? Ты меня подбросишь, а там места хватит?
(показывает на пространство в цирке)
— Давай начнем!
(Клоун становится в позу. Рыжий, прыгая как коза с криками «Гоп-але» стоит на одном месте. В ажиотаже не замечает, как подходит Клоун, ничего не слышит, а все топчется на месте. Клоун берет батон и бьет батоном Рыжего по голове. Рыжий перестает прыгать и бежит за Клоуном. К ним направляется наперерез Шпрех, становится между ними и говорит…)
ШПРЕХ: — В чем дело? Здесь на разрешается драться. Если кто-нибудь из вас чувствует себя обиженным, пусть вызовет своего обидчика на дуэль.
РЫЖИЙ: — Я обижен и вызываю его на дуэль на пушках.
ШПРЕХ: — Нет, на пушках нельзя, а на револьверах.
РЫЖИЙ: — А что такое револьвер?
ШПРЕХ: — Это такое огнестрельное оружие. В нем имеется собачка. Нажимаешь, из дула вылетает пуля в лоб и готово!
РЫЖИЙ: — Собачка, нажимаешь, пуля в лоб и будет дырка. Нет, я не хочу на тот свет идти с дыркой!
ШПРЕХ: — Ну, тогда возьмите рапиры! Фехтуйтесь до тех пор, пока у одного из вас пойдет кровь.
КЛОУН: — Нет, крови я не хочу, я малокровный!
ШПРЕХ: — Ну, тогда вызывайте его на американскую дуэль.
КЛОУН: — А что это такое?
РЫЖИЙ: — В чем здесь дело?
ШПРЕХ: — Две коробки динамиту привязывают к поясу ремнем. Зажигают два фитиля-факела. Каждый получает по факелу и старается поджечь динамит у противника. Кому удается поджечь первым — его противник взлетает вверх и разрывается на 1000 кусков.
РЫЖИЙ: — Я не хочу на 1000, я хочу на 999 кусков!
ШПРЕХ: — Ну, а вы согласны? Дайте динамиту!
(Униформа подает две коробки — длинные, черные, на которых написано «Динамит» и два факела, свечку с подсвечником. Клоун одевает динамит правильно — коробку сзади, а Рыжий неправильно одел коробку — спереди. Шпрех зажигает свечку, видит, что Рыжий неправильно одел коробку… — Засунул коробку с динамитом в штаны?)
ШПРЕХ: — Куда вы дели коробку с динамитом?
РЫЖИЙ: — /Сунул ближе к фитилю!/
— Как нужно, чтобы удобнее поджигать фитиль!
ШПРЕХ: — Да не у себя надо поджигать, а у противника.
(Клоун хватает Рыжего и хочет зажечь у него фитиль сзади. Бегает со свечкой по манежу, но Клоун не поддается. Шпрех вырывает у Рыжего свечу и объясняет, что фитиль нужно поджигать факелами, дает им факелы и предлагает руки поднять вверх. Клоун и Рыжий поднимают руки вверх. У Рыжего огонь по факелу попадает на руки, он перехватывает факел, обжигается, для этого на факел одевается обшитое и напитанное керосином и бензином кольцо, бегающее по факелу. Когда Рыжий перехватывает факел, создается впечатление, что он обжигается… Клоун и Рыжий стараются зажечь факелами динамит друг у друга. Клоун становится на барьер, Рыжий налетает, на него факелом. Клоун падает в сторону, Рыжий попадает факелом в подсадку в первом ряду. Клоун заинтересовался этим, смеется. Публика поворачивается в партере. В это время Рыжий успевает зажечь ему сзади фитиль. Происходит взрыв. Клоун шатается и падает на ковер. Рыжий подходит, слушает у него ногу. Пульса нет. Берет колесо, поворачивает Клоуна, дает ему колесо в руки, берет его ноги и вывозит с манежа…)
— — — — — — — —
ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:
Том Белинг и Пишель, Москва, Цирк Радунского, 1913 год. Том Белинг — сын известного клоуна — создателя жанра коверных рыжих, американец, был очень красивый клоун с редкостной маской белого клоуна. Очень долго жил в России, хорошо говорил по-русски. В клоунском жанре никогда не давал ходу рыжему, беря все выигрышные места на себя, хотя имел хороших рыжих, как-то: Тони и Сесиль Пишель — брат знаменитого Франко Пишель. Сесиль целиком копировал брата Франко и в антре был очень хорошим рыжим. Много лет работая с Томом Белингом, выработался в хорошего мягкого антре Рыжего…