« » ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДИРЕКТОРА (1910)

Прочитали 1360









Оглавление
Содержание серии

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДИРЕКТОРА» (1910)

 

/Дата условна, не удалось восстановить даже по исполнителям. Несомненная классика жанра. Можно отметить схожести с антре: «Печенье в шляпе» (1950-?), «Ресторан» (1945), «Консервированные орехи» (1880, 1945)/

 

КЛОУН (Белый клоун) — Нино Фабри

АВГУСТ (Рыжий клоун) – Мимиль (?)

ШПРЕХ (инспектор манежа) — М. Луаяль

 

(Клоун один на манеже, он что-то ищет. Входит Шпрех. Несет большой поднос, на котором бутылка вина, сифон, тарелка с пирожными, большой торт с кремом и букет цветов в вазе…)

КЛОУН: — А! Куда вы идете со всем этим?

ШПРЕХ: — Вы не знаете? Какое невежество! Сегодня день рождения директора. Я удивляюсь, что вы это не знаете. Несколько артистов и я решили сделать ему подарок.

КЛОУН (очень вежливо): — Приношу поздравления! (указывает на поднос): — Тут все есть?

ШПРЕХ: — К несчастью кое-чего не хватает. Нет сигар (?-заменить на другое!) Никто об этом не подумал. Досадно! Может быть, вы подержите этот поднос пару минут? Я заплачу вам за беспокойство.

(Шпрех отдает поднос Клоуну и уходит. В это время с другой стороны входит Август.)

КЛОУН: — А, это ты? Очень рад встретить тебя. Ты помнишь, что ты вчера сделал со мной? Сегодня тебе это не удастся!

(Клоун наносит пощечину Августу по одной щеке, затем по другой… ??)

/ПРИМЕЧАНИЕ: В этом случае дальнейшие действия лишены всякой логики. Ошибка или опечатка перевода. Правильнее, если Клоун держит поднос двумя руками и не в состоянии помешать действиям Августа… Исходя из следующего, становится ясно, что пощечины наносит Август. Но современной версии – зритель изменился! – стоит вовсе от них воздержаться…/

(Август смотрит на поднос и приподнимает бутылку.)

КЛОУН: — Не тронь!

АВГУСТ (беря пирожное): — О, это вкусно! (ест)

КЛОУН: — Не тронь, несчастный! Это для директора!

АВГУСТ: — Ну, он ничего не получит! Увидишь!

(берет другое пирожное, сует палец в крем, рассматривает его и обсасывает…)

КЛОУН: — Не смей больше ничего трогать!

АВГУСТ: — Не трогать? Скажи, пожалуйста, а чем ты меня наградил вчера? Я не такой злой, как ты. Ты тоже хочешь крема?

(Август погружает палец в крем, а затем мажет кремом нос Нино. Потом отходит, довольный произведенным эффектом, любуется.)

— Нечего сказать, ты хорош! (уходит)

ШПРЕХ (входит и видит измазанное лицо Клоуна, возмущенно):

— Что вы сделали, несчастный?

КЛОУН: — Пожалуйста, возьмите у меня поднос. Эта каналья, воспользовался тем, что у меня руки заняты — сожрал два пирожных и измазал мне лицо кремом. Вы увидите, что я с ним сделаю! (уходит)

АВГУСТ (входит с другого выхода):

— Добрый вечер, месье Луаяль!

ШПРЕХ: — Что вы сделали бедняге Нино?

АВГУСТ (крайне удивленно): — Я? (делает честное лицо):

-Абсолютно ничего.

ШПРЕХ: — Нет, я знаю, вы что-то сделали. Не спорьте! У вас все лицо в креме!

(Слышен звонок. Служащий цирка сообщает инспектору, что его зовут к телефону. Шпрех Августу):

— Пожалуйста, подержите поднос несколько минут, пока я буду говорить по телефону.

АВГУСТ: — С удовольствием!

(Шпрех протягивает ему поднос. Но Август раздумывает…)

— В то время, как я буду держать поднос, вернется Нино. Я так не играю!

ШПРЕХ (торопится): — Да нет же! Нино ушел к себе! Вам нечего бояться.

(Служащий делает знак инспектору, что его ждут к телефону.)

— Да, да, я иду! (Августу): — Послушайте, если вы подержите поднос, я вам дам 5 франков.

АВГУСТ: — Это мало!

ШПРЕХ: — Хорошо, тогда сто су!

/ПРИМЕЧАНИЕ: 100 су равно 1 франку. 100 су вместо 5 франков должен потребовать Август. Август: — Этого мало! Шпрех: — А сколько вы хотите? Август (мнется и выпаливает): — Сто су!/

АВГУСТ (полный восторга и предвкушения): — Великолепно!

ШПРЕХ: — Договорились! Но поторопимся. Меня ждут.

АВГУСТ (подозрительно): — Сначала дайте мне сто су!

ШПРЕХ: — Но как я могу это сделать? У меня заняты руки.

АВГУСТ: — Да, это верно! (берет поднос у инспектора, который тут же бежит к телефону)

 

(Клоун выходит на манеж и видит Августа…)

/ПРИМЕЧАНИЕ: Опущена увлекательная мизансцена, когда они поочередно – сперва Клоун, затем Август — замечают друг друга. Уровень мастерства актера определяют такого рода «паузы» — как долго клоуны способны обыгрывать ситуацию – воздерживаться от реплики…/

КЛОУН: — Скажи, пожалуйста, какая встреча!

АВГУСТ (вертится с подносом): — На помощь! На помощь! Мама! (пробует ускользнуть, но безуспешно…)

/ПРИМЕЧАНИЕ: — Реплики Августа стоит заменить согласно тому образу «рыжего клоуна», что наложен на исполнителя. Рекомендую сократить и реплики Клоуна – здесь они даны полностью по описанию происходящего. Оставить конкретику, но добавить в мимике…/

КЛОУН: — Не так быстро! Ты помнишь, что ты только что сделал? Прежде всего, ты хотел съесть пирожные. Ну, хорошо, ешь!

(Клоун берет пирожное и силой запихивает его в рот Августу)

— Ты помнишь, что дал мне пощечину? Кто платит долги — тот богатеет!

/ПРИМЕЧАНИЕ: Второе предложение известная зарубежному зрителю «идиома» или «пословица». Подобную можно найти и в русском языке, но «клоунские требования» обязывают ее изменить в сторону несуразицы, относительно известного, угадываемого всеми оригинала… От пощечин (апачей) следует отказаться. Либо не наносить их ладонью, а примером, мягкой «мухобойкой», которую Клоуна достает из кармана Августа. Вдобавок это позволит на вытянутой руке махать ею над подносом – увеличить дистанцию, не «наползать» на партнера, что требуют подобного рода мизансцены…/

КЛОУН: — Ты хотел, чтобы я попробовал кремового торта? На! (мажет Августу лицо кремом)

АВГУСТ (причитает): — Мама! На помощь! Ко мне! Месье Луаяль, месье Луаяль!..

КЛОУН: Молчать! («Цыц?)

(Водружает «кремовый» торт на голову Августа…)

/ПРИМЕЧАНИЕ: Пирожные делаются самостоятельно (!) из взбитых сливок на тонких вафлях, с минимумом сахара. Торт делается из взбитого крема для бритья на листе целлофана или бумаги. Крем не должен щипать глаза и содержать жиры. Подобного рода рецепты «создают относительный комфорт» и не портят костюмы клоунов. Но все же, для подобного рода клоунад требуется специальные, не тканевые костюмы…/

АВГУСТ: — Ко мне! Меня убивают, меня отравляют!

/ПРИМЕЧАНИЕ: реплика «убивают-отравляют» никуда не годится. Правильнее будет: «Я ослеп! Ничего не вижу!» она оправдывает появившийся сифон, с репликой Клоуна: «Хорошо, промоем тебе глаза!»…/

(Клоун направляет струю сифона в лицо Августа, и тот полностью теряет ориентацию. На подносе падает ваза с букетом?..)

/ПРИМЕЧАНИЕ: Зачем ваза с цветами? Лишний реквизит! Цветы могут быть оправданы, если используются. Примером: Клоун втыкает их в торт на голове Августа, или закладывает цветы ему за уши. Но тогда достаточно положить их на поднос. Ваза для цветов? Только если ей найдется комическое применение – «не по назначению». Можно поискать дополнительные предметы, пригодные к «дню рождения», но при условии, если динамика клоунады не будет потеряна…/

(Клоун забирает поднос и уходит. Ослепленный Август ищет выхода с манежа, но ошибается, находит первый ряд и зрителя-подсадку. Ощупывает его, обнимает за шею, садится на колени, лезет целоваться, измазывая тому лицо…)

 

/ПРИМЕЧАНИЯ:

Дальнейшие действия не указаны. Но возможны реплики в движении к «зрителю»: — «Ничего не вижу!»

Нащупав зрителя-подсадку: — «Ты что?»

А на коленях: — «Мама?» и т.п.

Очевидным будет появление инспектора для ликвидации этого казуса…

Логично вмешательство униформистов, которые по знаку Шпреха ссаживают Августа, взяв его за бока, ставят того на манеж, дают зрителю салфетки и, извиняясь, провожают в боковой проход – «привести себя в порядок». Шпреху естественнее молча и сурово наблюдать за происходящим. Это удлинит финал, добавит комического.

Примером, Август, все еще ничего не «видя», с вытянутыми вперед руками, двигаться к Шпреху…Тот в последний момент прикрывается от его вытянутых рук небольшой «картонкой», фанеркой или любым другим предметом, которому найдется оправдание. Примером, на обратной стороне картонки написано: «антракт». Шпрех переворачивает ее надписью к зрителю и делает объявление, когда клоунада закончится. Надписью может быть название следующего номера, либо имя исполнителя. Но в этом случае, это оправдано лишь в ситуации, если такие «картонки» показываются перед каждым номером.

На сколько актеры будут способны органично «держать паузу» от момента движения Августа, его недоумения обнаруженным препятствием, тем больший смех они извлекут из «маленького зрителя», который приходит в восторг от ситуаций, когда «сам он знает и предвкушает», а «взрослые дяди» находятся в неведении. Больший смех извлекается предвкушением, чем самим разоблачением. Потому обнаружение Августом инспектора должно быть разбито на несколько этапов:

Наткнулся вытянутыми пальцами…

Пробует выше, ниже и по сторонам. Шпрех подставляет картонку…

Август делает быстрый пируэт вокруг своей оси и опять вытягивает руки. Шпрех не дремлет…

Август отворачивается от Шпреха, протирает кулаками глаза, поворачивается с наклоном корпуса, оказавшись буквально нос к носу с инспектором…

Пауза!

Август отворачивается, словно не веря, недоуменно машет головой. Не меняя положения, пытается заглянуть через плечо.

Поняв, что не ошибся, резко отворачивается и подседает, уменьшая рост. Реплика: — «Мама!» (?)

Количество поворотов – «обнаружений», «недоверия» и пр. обуславливается в равной степени «силой актерского мастерства» и точной «режиссурой».

Убедившись, что сзади инспектор, Август в испуге полностью замазывает себе кремом лицо, взятым с торта, что расположен на его голове. Он опять «ослеп», и в этом его оправдание. Рыщет руками…

Шпрех бьет его картонкой по голове. Шумный удар тарелок с барабаном.

Август подпрыгивает и стремительно убегает за кулисы.

Шпрех безуспешно гонится за ним. Растянутый музыкальный аккорд духовых.

Шпрех быстро возвращается и делает «объявление» с показом надписи на картонке…

Или, как вариант, Шпрех, уходя звонить, заявляет Августу:

— «Заодно прихвачу чистый поднос!»

Появление с подносом вместо картонки и дальнейшие обыгровки с ним становятся оправданными…/

Еще почитать:
СИЛОМЕР (1900, Россия)
ДВОРНИК (1900, Россия)
Ждун Кокосов «СПИННИГ» 
Sluice
СТРЕЛЬБА В СПИЧКУ (1996, ТЮЗ)

Профессионально - исследования жанров клоунады (буффонада и эксцентрика). Натаскивание актеров, создание оригинального репертура на основе гэговых цепочек. Страница создана для размещения архива: старинные клоунады, неизвестные или забытые клоуны, актерские системы, философия и психология комического, пружины творческой фантазии...


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть