« » БИЛЕТ (1913, 1925) сольное антре в двух версиях

Прочитали 1201









Оглавление
Содержание серии

«БИЛЕТ» (1913, 1925) — две версии одного антре

 

/Носило также названия «КЛОУН С ПУБЛИКОЙ» или «КЛОУН НА РЯДАХ» (рядами понимались места для зрителей). Представлены две версии. 1913 года в исполнении Брыкина (Россия) и 1925 года в исполнении Франце Фрателлини (Европа). Исполнялось оно «на разогрев» в качестве вступительного или заставкой к началу других антре…/

 

РЫЖИЙ – Брыкин

ШПРЕХ — ?

 

(Рыжий появляется на местах, садится в первом ряду и громко аплодирует. Подходит Шпрех.)

ШПРЕХ: — Будьте любезны, не поднимайте шума! И потом, это место не для вас, а для публики.

(Рыжий достает свечу, зажигает ее, и что-то ищет.)

ШПРЕХ: — Что вы ищите?

РЫЖИЙ: — Публику.

ШПРЕХ: — Это не ваше дело. Публика придет, и потом, это и не ваше место. Ваше место на манеже. У вас есть билет?

РЫЖИЙ: — Я свой билет отдал в полицию.

ШПРЕХ: — Билет для входа в цирк?

РЫЖИЙ: — Там сказано: «Во все города Российской империи».

ШПРЕХ: — Сейчас же предъявите билет!

РЫЖИЙ: — Подумаешь билет! Вы что, думаете, я зайду в какую-то комедию без билета… (ищет)

— Сейчас предъявлю!

(Ищет, находит какую-то бумажку, хочет подать, рассматривает билет, видит — ошибка.)

— Билет в баню. Да, я забыл свой билет. Отдал контролеру у входа.

ШПРЕХ: — Сейчас узнаем.

(Уходит в главный проход. Как только он удаляется, Рыжий просит рядом сидящего посетителя одолжить ему билет. И получает его. Появляется Шпрех, подходит к нему, берет его за шиворот, ведет по барьеру до главного входа и выталкивает вон. Рыжий возвращается и с апломбом налетает на Шпреха.)

РЫЖИЙ: — Милостивый государь! На каком основании вы взяли меня за шиворот и распивочно и на вынос? Я вам покажу! Вот вам билет!

(Сует билет Шпреху в нос. Тот осматривает билет. Видит, что все в порядке, извиняется.)

— Ну, а если бы у меня билета не было?

ШПРЕХ: — Тогда я бы вас за шиворот и вон!

РЫЖИЙ: — Это вы со всеми так поступаете? У кого билета нет, того за шиворот и вон?

ШПРЕХ: — Со всеми!

(Рыжий с жалостью смотрит на господина у которого взял билет.)

РЫЖИЙ: — Спросите билет у этого господина!

(Шпрех соображает что к чему, забирает билет и возвращает владельцу…)

 

— — — — — — — —

 

ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:

 

Брыкин, солист, Рыжий клоун. Начал свою карьеру с копировки иностранных артистов-комиков с дрессированными животными: Билли Гайдена и частично Ричарда Рибо /см. пантомиму «На рыбалке» авторства Рибо, 1895 год/. Но чувствовал, что это ему плохо удается. Служа бессменно в цирке Энрико Труцци, который зимовал в Кронштадте, Брыкину очень тяжело было готовить каждый сезон новых дрессированных животных. Он перешел на амплуа коверного, оставаясь в костюме Ричарда Рибо. Исполняя репертуар клоунов того времени, частично и свой, он пользовался большими симпатиями кронштадтской публики. Его успех во многом зависел от того, что он знал все жанры циркового искусства и умел использовать их во всех проходящих номерах программы. Брыкин слыл фаворитом Кронштадта. После первого же сезона он завоевал симпатии публики, которая не хотела уже ни слышать, ни видеть другого Рыжего в цирке Труцци. Другому клоуну там не было места: что бы он ни показывал, все говорили, что это сделал Брыкин. Труцци не мог обойтись без Брыкина: публика его любила и настойчиво требовала его работы в цирке. Его появление на манеже вызывала взрыв аплодисментов и обеспечивало полный сбор в день бенефисов. Труцци его называл «обер-соло-Рыжий»…

 

— — — — — — — —

 

«БИЛЕТ» (1925)

 

КЛОУН — Франсе (Франс Фрателини), клоун;

ШПРЕХ — Лойал (Георг Лойал), шпрехшталмейстер.

 

(На клоуне очень элегантный черный фрак, белый галстук, белые перчатки и цилиндр. Он занимает место в первом ряду и громко аплодирует. Господин Лойал выходит на середину манежа.)

ШПРЕХ: — Здравствуйте, Франс! Что вы там делаете? Это не ваше место. Ваше место на манеже…

(он смотрит на него, улыбаясь)

— Чтобы работать!

КЛОУН: — Конечно же это мое место!

ШПРЕХ: — Там, где вы, сидит публика!

КЛОУН: — Я часть публики. (с триумфом)

— Браво! Браво! (аплодирует и смеется над шпрехом)

ШПРЕХ (сердито): — Мне очень жаль, Вы — клоун.

КЛОУН: — Я клоун? Как так?

ШПРЕХ (терпеливо): — Потому что у Вас на лице красная, белая и черная краска.

КЛОУН (весело оглядывается): — Значит, все дамы, на лице которых черная, белая и красная краска, клоуны?!

(смеется и безудержно аплодирует)

— Браво, господин Лойал! Браво!

ШПРЕХ: — Шутки в сторону! Вы заплатили за свое место? Ведь публика заплатила за свое место.

КЛОУН (серьезно): — Ну, конечно же я заплатил за свое место!

ШПРЕХ (который хочет иметь последнее слово):

— И сколько же вы заплатили?

КЛОУН: — Столько же, сколько и все.

ШПРЕХ: — Я бы охотно хотел узнать стоимость вашего места.

КЛОУН (наклоняется к своему соседу, тот шепчет ему что-то на ухо, и клоун вдруг восклицает): — 150 франков!

ШПРЕХ: — Ага! Это место стоит 120 франков!

КЛОУН: — Ага, но я, дорогой господин Лойал, джентельмен. Я дал даме в кассе 30 франков на чай.

(хлопает в ладоши) — Браво! Браво!

(соседу) — Если он хочет ко мне придраться, пусть попытается!

ШПРЕХ: — Если вы заплатили за свое место, у вас имеется определенно и билет?!

КЛОУН (лицо которого вытягивается): — Конечно, у меня есть билет!

ШПРЕХ: — Не показали бы вы его мне?

КЛОУН: — Нет!

ШПРЕХ: — Почему?

КЛОУН: — Разрешите спросить, кто Вы?

ШПРЕХ: — Заместитель директора!

КЛОУН (убито):А… Вы заместитель!

ШПРЕХ: — Директора! Я приказываю все и всем!

КЛОУН: — Тогда прикажите, пожалуйста, чтобы мы все совершили турне в Америку.

ШПРЕХ: — Теперь я понемногу начинаю злиться. Покажите вы мне сейчас же свой билет? (со злостью) Да или нет?

КЛОУН (гадает на пальцах, у него не сходится): — Нет! Я вам его не покажу!

ШПРЕХ: — Хорошо, тогда я позову контролера, и, если у вас нет билета, тогда вам влетит! (идет к выходу)

КЛОУН (презрительно): — Идите-ка, Вы! Вы идиот!

ШПРЕХ (возвращается, засучивая рукава): — Что Вы там сказали?

КЛОУН (осторожно): — Я сказал – идите вы!

ШПРЕХ: — Тогда вам повезло. Но берегитесь! (уходит)

(Клоун спешно просит свою соседку одолжить ему билет, она роется в сумочке и дает ему билет, он вскакивает со своего места)

КЛОУН: — Браво! Браво! (хлопает в ладоши и довольно по сторонам) — Теперь у меня есть билет!

ШПРЕХ (снова входит): — Я хотел бы это оспорить!

(публике) — У него нет билета!

(клоуну) — У вас нет билета!

КЛОУН (гордо, высокомерно): — Что вы только что сказали?

ШПРЕХ: — У вас нет билета!

КЛОУН (пожимает плечами): — У меня нет билета?

(Шпрех стоит перед ним)

— Нет? Нет билета?

(наклоняет голову вперед, как будто хочет его загрызть)

— Как? А это, что это? (подает билет)

ШПРЕХ (рассматривает билет со всех сторон):

— Действительно, это билет. Тогда, извините, пожалуйста!

(возвращает билет)

КЛОУН (ехидно): Да-да! Извиняйтесь! Но скажите, чтобы вы дали, если бы у меня не было билета?

ШПРЕХ (распаляясь): — Очень просто. Если бы у вас не было билета, я бы взял вас одной рукой за шиворот…

(делает подобное движение)

— Другой рукой за штанину…

(показывает, как бы это выгляденло)

 — И вон Вас с Вами!

КЛОУН (топая от удовольствия ногами):

— Итак, если бы у меня не было билета, одной рукой за шиворот…, другой за штанину… и вон! Со мной!

ШПРЕХ (с достоинством): — Как с вами, так и с любым лицом, не имеющим билета.

КЛОУН (бросая взгляды на свою соседку): — Итак, каждое лицо, не имеющее билет, мы одной рукой за шиворот, другой рукой…

(давится от смеха, поглядывая на соседку)

— Это же очень смешно!

(кивает на соседку)

— Каждое лицо, не имеющее билет, одной рукой за шиворот, одной рукой за… (укатывается и вдруг становится серьезным)

— Не попросите ли Вы, пожалуйста, эту даму предъявить свой билет?..

Еще почитать:
Эбер
Anna Raven
ГОРШКИ, ГВОЗДИ и ШАМПАНСКИЙ ВАЛЬС (1914, Россия)
Это были мы
СТРЕЛЬБА В ЯБЛОКО (1930)

Профессионально - исследования жанров клоунады (буффонада и эксцентрика). Натаскивание актеров, создание оригинального репертура на основе гэговых цепочек. Страница создана для размещения архива: старинные клоунады, неизвестные или забытые клоуны, актерские системы, философия и психология комического, пружины творческой фантазии...


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть