« » БЕСПРОВОЛОЧНЫЙ ТЕЛЕГРАФ (1895, Россия)

Прочитали 1051









Оглавление
Содержание серии

«БЕСПРОВОЛОЧНЫЙ ТЕЛЕГРАФ» (1895, Россия)

КЛОУН — Макс (Макс Высокинский)

ШПРЕХ — ?

УНИФОРМИСТ

 

(На манеже появляется клоун Макс. С ним здоровается Шпрех.)

ШПРЕХ: — Здравствуйте, Клоун.

КЛОУН: — Почему вы называете меня клоуном?

ШПРЕХ: — Посмотрите на себя в зеркало — вы на пудрены, намазаны.

КЛОУН: — А по-вашему, кто напудрен и намазан — тот и клоун? Я вот вижу, что к нас многие дамочки пудрятся и мажутся. Так они, по-вашему, тоже клоуны? Знаете, господин Шпрех, мне сегодня наш цирк напоминает богатый сад. Посмотрите, разные дамочки, сидящие в первом, втором и третьем рядах, не похожи на розы? Разве это не лилии и хризантемы? А дальше — левкои, сирень, ландыши. А еще выше анютины глазки, маргаритки, ромашки.

ШПРЕХ: — А на галерке?

КЛОУН: — Куриная слепота, крапива и чертополох. Да, я забыл. Можете поздравить меня.

ШПРЕХ: — С чем?

КЛОУН: — Я — изобретатель. Я изобрел беспроволочный телефон и могу ознакомить вас с моим изобретением.

(Рисует на манеже у бокового прохода круг, переходит на другую сторону манежа и там тоже рисует круг…)

КЛОУН: — Ну, вот и готово! Предположим, вы находитесь в Москве, а я в Ташкенте и нам вздумалось поговорить. Идите вниз и вызывайте меня.

(Направляется на другую сторону манежа, поворачивается и видит, что Шпрех все еще стоит…)

КЛОУН: — Что же вы стоите? Идите вниз и звоните мне!

ШПРЕХ: — Куда — вниз? Я — внизу.

КЛОУН: — Ну, так как я. На манеж! (ложится на манеж)

ШПРЕХ: — Ах, так! Пожалуйста… (тоже ложится)

КЛОУН: — Звоните.

ШПРЕХ: — Бом-бом-бом-бом!

КЛОУН (смеется): — Кто же так звонит! Нужен электрический звонок. Слушайте! Я вас научу. Тыр-тыр! (подражает электрозвонку) Москва, цирк Саломонского. Попросите Шпреха (называет фамилию)

— Кто говорит?

ШПРЕХ: — Это я.

КЛОУН: — Подумаешь, большая шишка!

(садится, Шпрех тоже)

— Очень приятно! Как поживаете? Как ваше здоровье?

ШПРЕХ: — Очень хорошо. Как вы живете! Как ваше здоровье?

КЛОУН: — А вы разве доктор, что спрашиваете о здоровье? Кстати, скажите, какая разница между доктором и охотником?

ШПРЕХ: — Не знаю. Интересно, а какая же разница?

КЛОУН: — Охотник сначала убивает, а потом шкуру сдирает, а доктор сначала шкур сдирает, а потом убивает.

ШПРЕХ: — Господин Макс! Как там у вас в Ташкенте жизнь?

КЛОУН: — Очень меняется. Вы помните, мы с вами были в Ташкенте пять лет тому назад?

ШПРЕХ: — Помню. Мы вместе жили и по воскресеньям вместе ходили на базар.

КЛОУН: — Да, на толчок. Помните, покупали старые подметки, за мешок платили 75 копеек.

ШПРЕХ: — Да, за мешок 75 копеек.

КЛОУН: — А теперь в Ташкенте в первоклассном ресторане такая же подметка, только под соусом, стоит рубль двадцать пять копеек.

ШПРЕХ: — А как поживает ваша жена?

КЛОУН: — Спасибо, хорошо. Скажите, какая разница между мужем и женой и орехами?

ШПРЕХ: — Не знаю. Какая же разница?

КЛОУН: — Орехи грызутся по праздникам, а муж с женой грызутся каждый день по несколько раз. Господин Шпрех! Как поживает ваш сын?

ШПРЕХ: — Ох, не спрашивайте! Можете себе представить, еще мальчишка, а уже пьет, поздно является домой, играет в карты, курит, целый день играет на бильярде, а ему всего только 16 лет.

КЛОУН: — Все зависит от воспитания. Вот у меня сын — примерный мальчик — не курит, не пьет, карт в руки не берет, о бильярде понятия не имеет, целый день сидит, дома — просто на радость отцу.

ШПРЕХ: — А сколько лет вашему сыну?

КЛОУН: — Два года. Все зависит от воспитания. Господин Шпрех! У меня к вам большая просьба. Я на днях именинник, приглашаю друзей, человек 20, в том числе и вас. Знаете, я люблю жить очень широко. Расходы большие — на шампанское и прочее. Я вас прошу одолжить мне до получки рублей сто.

ШПРЕХ: — А? Что вы говорите?

КЛОУН: — Я говорю, что на днях я именинник. Одолжите мне до получки сто рублей.

ШПРЕХ: — Что? Говорите громче!

КЛОУН: — Одолжите сто рублей!

ШПРЕХ: — Не слышу! (садиться и обращается к клоуну)

— Вас совсем не слышно…

(подходят друг к другу)

КЛОУН: — А я вас прекрасно слышу. Вот что! Идите к моему аппарату, а я — к вашему. Переходят и опять ложатся па манеж.

КЛОУН: — Ну, как вы меня слышите?

ШПРЕХ: — Прекрасно.

КЛОУН: — Скажите, господин Шпрех, для кого бог создал картошку?

ШПРЕХ: — Для людей.

КЛОУН: — Я знаю, что для людей, но для каких?

ШПРЕХ: — Не знаю.

КЛОУН: — Бог создал картошку только для бедных людей.

ШПРЕХ: — Почему для бедных?

КЛОУН: — Потому, что богатые люди с бедных шкуру дерут, а бедным не с кого шкуру драть, так они с картошки дерут.

ШПРЕХ: — Господин Макс, у меня на днях крестины.

КЛОУН: — Вы что это — по модному? Свадьбы не было, а уже крестины?

ШПРЕХ: — Так вот, я вас приглашаю, только у меня к вам просьба — одолжите мне до получки пятьдесят рублей.

КЛОУН: — Что?

ШПРЕХ: — Я вас прошу одолжить мне пятьдесят рублей.

КЛОУН: — Не слышу.

ШПРЕХ: — 50 рублей!

КЛОУН: — Громче, не слышно!

ШПРЕХ (привстает и кричит): — Одолжите 50 рублей!

КЛОУН: — Господин Шпрех…

(оба подходят друг к другу)

— Аппарат испорчен — не работает.

(Шпрех машет рукой и уходит с манежа. С главного выхода Максу выносят завернутый в газету сверток. Он разворачивает его — там оказывается деревянная лопата…)

КЛОУН: — Скажите, для чего эта лопата?

ШПРЕХ: — Танцевать.

(Клоун кладет лопату и танцует на ней. Шпрех останавливает его.)

ШПРЕХ: — Господин Макс! Не дурачьтесь! Вы же прекрасно танцуете на лопате. Покажите нам.

КЛОУН: — Ну, так и быть! Дайте доску!

(Выносят подстилки из дерева, размером в квадратный аршин, окрашенный белой краской и кладут в центре манежа. Оркестр играет русскую плясовую. Клоун начинает танцевать, проходит большим кругом по манежу у барьера, с лопатой на плече. От униформы подбегает к доске, лежащей в центре манежа, вскакивает на лопатку и в такт музыке прыгает на лопате, проделывая разные антраша, под конец танца скачет на лопатке к униформе. Его встречает Шпрех. Музыка прекращается…)

ШПРЕХ: — Господин Макс. За ваш прелестный танец на лопате я дарю вам американское зеркало.

(Зеркало круглое, бутафорское, сделано из обруча и заклеено бумагой. Край обруча окрашен, как рама зеркала, а середина посеребрена…)

КЛОУН: — Большое спасибо! Я хочу посмотреться, как я выгляжу…

(глядит в зеркало)

— Ничего не вижу!

ШПРЕХ: — В это зеркало нужно смотреть с возвышения.

КЛОУН: — Ах, с возвышения? Пожалуйста!

(Зовет одного из униформистов и влезает ему на плечи…)

КЛОУН: — Вот вам и возвышение! Дайте мне капор моей бабушки! Я посмотрю, как я в нем выгляжу!

(Надевает капор, смотрит в зеркало и прорывает его. Зеркало заряжено платьем оно закрывает его и униформиста. Получается высокая фигура. Оркестр играет польку. Клоун с комическими ужимками танцует. Под конец танца подергивает платье, открывая униформиста. Спрыгивает с него и с обручем в руках бежит вокруг манежа. Платье от быстрого бега надувается, получается надутая колбаса. Галоп. Уход…)

— — — — — — — —

ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:

Клоун Макс один из первых начал вводить в одинарные клоунские антре разговор, сценки, мелкие репризы и имел в то время шумный успех у публики. Имя Макса пользовалось большой популярностью. Это один из новаторов, старавшихся облагородить этот жанр. Типаж — белый клоун. Широкий клоунский костюм, не мешающий акробатике, сатиновый, ярких расцветок с аппликациями. Ловкий актер, очень заразительное смеявшийся и замечательно плакавший. Акробат, наездник. Его считали интеллигентным артистом. Он очень много читал и искал материал для своей работы. Работу всегда заканчивал акробатикой. Он считал, что клоун должен быть не только смешон, но и ловок. Плохо, когда публика говорит «клоун смешной», хорошо — когда публика говорит: «клоун ловок»…

 

ПРИМЕЧАНИЕ от А.В.:

 

Клоунада составлена из набора анекдотов, и в целом не представляет ценности. Очевидно, что все держится на мастерстве (нахальстве) актера и подобный репертуар должен был постоянно обновляться: отвечать «злобе дня».

 

Еще почитать:
СОЛО ШИТСОНА (1904, Россия)
ЯЙЦО В КАРМАНЕ (1923)
КТО СИЛЬНЕЕ ВСЕХ (1910, Россия)
О том, как шизоид 8 Марта отметил

Профессионально - исследования жанров клоунады (буффонада и эксцентрика). Натаскивание актеров, создание оригинального репертура на основе гэговых цепочек. Страница создана для размещения архива: старинные клоунады, неизвестные или забытые клоуны, актерские системы, философия и психология комического, пружины творческой фантазии...


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть