«БЕСПРОВОЛОЧНЫЙ ТЕЛЕГРАФ» (1895, Россия)
КЛОУН — Макс (Макс Высокинский)
ШПРЕХ — ?
УНИФОРМИСТ
(На манеже появляется клоун Макс. С ним здоровается Шпрех.)
ШПРЕХ: — Здравствуйте, Клоун.
КЛОУН: — Почему вы называете меня клоуном?
ШПРЕХ: — Посмотрите на себя в зеркало — вы на пудрены, намазаны.
КЛОУН: — А по-вашему, кто напудрен и намазан — тот и клоун? Я вот вижу, что к нас многие дамочки пудрятся и мажутся. Так они, по-вашему, тоже клоуны? Знаете, господин Шпрех, мне сегодня наш цирк напоминает богатый сад. Посмотрите, разные дамочки, сидящие в первом, втором и третьем рядах, не похожи на розы? Разве это не лилии и хризантемы? А дальше — левкои, сирень, ландыши. А еще выше анютины глазки, маргаритки, ромашки.
ШПРЕХ: — А на галерке?
КЛОУН: — Куриная слепота, крапива и чертополох. Да, я забыл. Можете поздравить меня.
ШПРЕХ: — С чем?
КЛОУН: — Я — изобретатель. Я изобрел беспроволочный телефон и могу ознакомить вас с моим изобретением.
(Рисует на манеже у бокового прохода круг, переходит на другую сторону манежа и там тоже рисует круг…)
КЛОУН: — Ну, вот и готово! Предположим, вы находитесь в Москве, а я в Ташкенте и нам вздумалось поговорить. Идите вниз и вызывайте меня.
(Направляется на другую сторону манежа, поворачивается и видит, что Шпрех все еще стоит…)
КЛОУН: — Что же вы стоите? Идите вниз и звоните мне!
ШПРЕХ: — Куда — вниз? Я — внизу.
КЛОУН: — Ну, так как я. На манеж! (ложится на манеж)
ШПРЕХ: — Ах, так! Пожалуйста… (тоже ложится)
КЛОУН: — Звоните.
ШПРЕХ: — Бом-бом-бом-бом!
КЛОУН (смеется): — Кто же так звонит! Нужен электрический звонок. Слушайте! Я вас научу. Тыр-тыр! (подражает электрозвонку) Москва, цирк Саломонского. Попросите Шпреха (называет фамилию)
— Кто говорит?
ШПРЕХ: — Это я.
КЛОУН: — Подумаешь, большая шишка!
(садится, Шпрех тоже)
— Очень приятно! Как поживаете? Как ваше здоровье?
ШПРЕХ: — Очень хорошо. Как вы живете! Как ваше здоровье?
КЛОУН: — А вы разве доктор, что спрашиваете о здоровье? Кстати, скажите, какая разница между доктором и охотником?
ШПРЕХ: — Не знаю. Интересно, а какая же разница?
КЛОУН: — Охотник сначала убивает, а потом шкуру сдирает, а доктор сначала шкур сдирает, а потом убивает.
ШПРЕХ: — Господин Макс! Как там у вас в Ташкенте жизнь?
КЛОУН: — Очень меняется. Вы помните, мы с вами были в Ташкенте пять лет тому назад?
ШПРЕХ: — Помню. Мы вместе жили и по воскресеньям вместе ходили на базар.
КЛОУН: — Да, на толчок. Помните, покупали старые подметки, за мешок платили 75 копеек.
ШПРЕХ: — Да, за мешок 75 копеек.
КЛОУН: — А теперь в Ташкенте в первоклассном ресторане такая же подметка, только под соусом, стоит рубль двадцать пять копеек.
ШПРЕХ: — А как поживает ваша жена?
КЛОУН: — Спасибо, хорошо. Скажите, какая разница между мужем и женой и орехами?
ШПРЕХ: — Не знаю. Какая же разница?
КЛОУН: — Орехи грызутся по праздникам, а муж с женой грызутся каждый день по несколько раз. Господин Шпрех! Как поживает ваш сын?
ШПРЕХ: — Ох, не спрашивайте! Можете себе представить, еще мальчишка, а уже пьет, поздно является домой, играет в карты, курит, целый день играет на бильярде, а ему всего только 16 лет.
КЛОУН: — Все зависит от воспитания. Вот у меня сын — примерный мальчик — не курит, не пьет, карт в руки не берет, о бильярде понятия не имеет, целый день сидит, дома — просто на радость отцу.
ШПРЕХ: — А сколько лет вашему сыну?
КЛОУН: — Два года. Все зависит от воспитания. Господин Шпрех! У меня к вам большая просьба. Я на днях именинник, приглашаю друзей, человек 20, в том числе и вас. Знаете, я люблю жить очень широко. Расходы большие — на шампанское и прочее. Я вас прошу одолжить мне до получки рублей сто.
ШПРЕХ: — А? Что вы говорите?
КЛОУН: — Я говорю, что на днях я именинник. Одолжите мне до получки сто рублей.
ШПРЕХ: — Что? Говорите громче!
КЛОУН: — Одолжите сто рублей!
ШПРЕХ: — Не слышу! (садиться и обращается к клоуну)
— Вас совсем не слышно…
(подходят друг к другу)
КЛОУН: — А я вас прекрасно слышу. Вот что! Идите к моему аппарату, а я — к вашему. Переходят и опять ложатся па манеж.
КЛОУН: — Ну, как вы меня слышите?
ШПРЕХ: — Прекрасно.
КЛОУН: — Скажите, господин Шпрех, для кого бог создал картошку?
ШПРЕХ: — Для людей.
КЛОУН: — Я знаю, что для людей, но для каких?
ШПРЕХ: — Не знаю.
КЛОУН: — Бог создал картошку только для бедных людей.
ШПРЕХ: — Почему для бедных?
КЛОУН: — Потому, что богатые люди с бедных шкуру дерут, а бедным не с кого шкуру драть, так они с картошки дерут.
ШПРЕХ: — Господин Макс, у меня на днях крестины.
КЛОУН: — Вы что это — по модному? Свадьбы не было, а уже крестины?
ШПРЕХ: — Так вот, я вас приглашаю, только у меня к вам просьба — одолжите мне до получки пятьдесят рублей.
КЛОУН: — Что?
ШПРЕХ: — Я вас прошу одолжить мне пятьдесят рублей.
КЛОУН: — Не слышу.
ШПРЕХ: — 50 рублей!
КЛОУН: — Громче, не слышно!
ШПРЕХ (привстает и кричит): — Одолжите 50 рублей!
КЛОУН: — Господин Шпрех…
(оба подходят друг к другу)
— Аппарат испорчен — не работает.
(Шпрех машет рукой и уходит с манежа. С главного выхода Максу выносят завернутый в газету сверток. Он разворачивает его — там оказывается деревянная лопата…)
КЛОУН: — Скажите, для чего эта лопата?
ШПРЕХ: — Танцевать.
(Клоун кладет лопату и танцует на ней. Шпрех останавливает его.)
ШПРЕХ: — Господин Макс! Не дурачьтесь! Вы же прекрасно танцуете на лопате. Покажите нам.
КЛОУН: — Ну, так и быть! Дайте доску!
(Выносят подстилки из дерева, размером в квадратный аршин, окрашенный белой краской и кладут в центре манежа. Оркестр играет русскую плясовую. Клоун начинает танцевать, проходит большим кругом по манежу у барьера, с лопатой на плече. От униформы подбегает к доске, лежащей в центре манежа, вскакивает на лопатку и в такт музыке прыгает на лопате, проделывая разные антраша, под конец танца скачет на лопатке к униформе. Его встречает Шпрех. Музыка прекращается…)
ШПРЕХ: — Господин Макс. За ваш прелестный танец на лопате я дарю вам американское зеркало.
(Зеркало круглое, бутафорское, сделано из обруча и заклеено бумагой. Край обруча окрашен, как рама зеркала, а середина посеребрена…)
КЛОУН: — Большое спасибо! Я хочу посмотреться, как я выгляжу…
(глядит в зеркало)
— Ничего не вижу!
ШПРЕХ: — В это зеркало нужно смотреть с возвышения.
КЛОУН: — Ах, с возвышения? Пожалуйста!
(Зовет одного из униформистов и влезает ему на плечи…)
КЛОУН: — Вот вам и возвышение! Дайте мне капор моей бабушки! Я посмотрю, как я в нем выгляжу!
(Надевает капор, смотрит в зеркало и прорывает его. Зеркало заряжено платьем оно закрывает его и униформиста. Получается высокая фигура. Оркестр играет польку. Клоун с комическими ужимками танцует. Под конец танца подергивает платье, открывая униформиста. Спрыгивает с него и с обручем в руках бежит вокруг манежа. Платье от быстрого бега надувается, получается надутая колбаса. Галоп. Уход…)
— — — — — — — —
ПРИМЕЧАНИЕ от Альперова:
Клоун Макс один из первых начал вводить в одинарные клоунские антре разговор, сценки, мелкие репризы и имел в то время шумный успех у публики. Имя Макса пользовалось большой популярностью. Это один из новаторов, старавшихся облагородить этот жанр. Типаж — белый клоун. Широкий клоунский костюм, не мешающий акробатике, сатиновый, ярких расцветок с аппликациями. Ловкий актер, очень заразительное смеявшийся и замечательно плакавший. Акробат, наездник. Его считали интеллигентным артистом. Он очень много читал и искал материал для своей работы. Работу всегда заканчивал акробатикой. Он считал, что клоун должен быть не только смешон, но и ловок. Плохо, когда публика говорит «клоун смешной», хорошо — когда публика говорит: «клоун ловок»…
ПРИМЕЧАНИЕ от А.В.:
Клоунада составлена из набора анекдотов, и в целом не представляет ценности. Очевидно, что все держится на мастерстве (нахальстве) актера и подобный репертуар должен был постоянно обновляться: отвечать «злобе дня».