Содержание серии

– Тогда атеизм лучше.

– Атеизм не имеет никакого узаконенного морального учения. Атеист вообще может делать то, что посчитает нужным. Если верующего нельзя оставлять в обществе верующих в другую религию, то атеистов нельзя оставлять даже в компании друг с другом. У атеистов слишком велик разброс мнений по поводу морали. Да и большинство из них считают себя обреченными на вечную пустоту после смерти. С атеистами обычно легче работать, если желаешь уничтожить их сообщество.

– А как же буддисты?

– Не слышал о монастырях, где буддисты изучают боевые искусства?

– Слышал.

– Все мировоззрения содержат в себе условия, разрешающие им насилие. Лишь малая часть людей не способна на насилие, но их поглотит общая волна боли и убийства, потому что их силы незначительны, и если они их применят, то изменят своим принципам. Потому-то люди и обречены. Все их моральные законы имеют обратную сторону, темную сторону, именно они придают людям смысл для борьбы, раньше это была война осмысленная, но любую осмысленную войну можно превратить в бессмысленную бойню.

Аристокл долго смотрел на Платона. Он понимал, что все вещи, которые тот говорит, правдоподобны. Но он все еще любил человечество. Ему хотелось найти способ спасти людей от их же собственной глупости. Но как это сделать? Как научить людей жить в мире, когда вокруг столько деструктивных обстоятельств? Вроде бы люди могут без закона уживаться в одной общине. Закон становится лишь помехой в такой общине. Но в большом обществе, где все люди индивидуальности, закон становится единственной сдерживающей формой морали, однако он же уничтожает другие формы морали. Люди пытаются не делать преступлений не из-за того, что это плохо, а потому что им потом станет плохо, потому что их ждет наказание. Это противоречит моральной установке и убивает моральное чувство, развивая эгоизм личности. Большинство людей опасается не за других, а за себя. Стоит только убрать цепь закона, как люди бросятся друг на друга и перегрызут друг другу глотки. Слабые, конечно, побегут прочь, но сильные с удовольствием воспользуются таким положением дел. Нет, я не говорю, что все законопослушные граждане плохи, я не говорю, что все аморальны, но, к сожалению, в нашем обществе большинство обучается моральному чувству лишь благодаря закону, но в законе нет морального чувства. Человек, который в первую очередь думает о наказании, перед тем, как совершить неблагородный поступок, так же аморален, как и человек, совершивший подобный поступок. По-настоящему моральный человек без закона будет держаться за свои моральные ценности. Но, как сказал злодей, даже в моральных системах есть условия, при которых желательно применять силу. Здесь работает правило: добро должно быть с кулаками. Но проблема в том, что каждая мораль осознает себя как добро. Спросите себя, моральный ли вы человек? Может ли кто сказать вам, что вы аморальны? И как вы обычно относитесь к подобным людям? Скорее всего, вы считаете, что вы человек воспитанный, но вам еще есть куда совершенствовать; но при этом есть люди, которые считают вас аморальным, потому что было бы странно, если все вокруг вас любили; и тех, кто считает вас аморальным, вы считаете в свою очередь так же людьми аморальными и неадекватными. Исключения из приведенных выше закономерностей – возможны, но редки. Отсюда и берет начало разница между людьми. Здесь Аристокл и узрел корень всех человеческих зол. Он, можно сказать, разделил с Платоном мнение о причинах хаоса, но при этом он решил попробовать исправить этот хаос, а не подталкивать человечество к неизбежной гибели.

08.11.2023
AlexShadow


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть