— Без потерь не бывает жизни. Человек, которому нечего терять, уже не человек. Люди одновременно и чем-то дорожат и что-то теряют. Это просто жизнь. И если бы жизнь была другой, то тогда бы она не была реалистичной.
— Ты считаешь, что одни традиции могут жертвовать собой для общего процветания?
— Да, люди могут пожертвовать своими предрассудками ради предрассудков других. Не думаю, что Зойе есть какое-то дело до грызни смертных, их потерь или жертв.
— Значит, нужно отдать жертву…
— Зойя жертвует нам жизнь, жертвует нам пропитание, жертвует нам наслаждение, даже жертвует нам любовь, но мы остаемся в долгу у планеты, у людей, у всей вселенной. Этот долг мы должны отдать жертвами, потерями, разочарованиями. Это в зойизме называют равновесием жертвоприношений.
— А как это относится к традициям?
— Просто. Традиции не бывают самодостаточными. Они всегда чем-то ограничиваются. Потому они зависят от других традиции. Есть два пути решения нужды: порабощение или договор. Порабощая, традиция соглашается с тем, что и её по любому моральному праву могут поработить. Договор – это взаимная жертва. Порабощение сразу решает все проблемы, но потом разом же может обернуться против поработителя и тот потеряет все. Получив все, он принесет это все в жертву. А договор – это та разновидность жертвования, когда можно жертвовать понемногу, контролировать жертвование.
— Но люди тогда все время остаются в убытке.