Содержание серии

Феноменальный успех театра Г.А. Товстоногова основывался на мощной, человечески и творчески неординарной личности его руководителя, замечательном таланте и мастерстве актеров и особом, доверительном и уважительном отношении к своему зрителю.

На одном из творческих вечеров, отвечая на вопрос о своем понимании задач театрального искусства, Георгий Александрович сказал: «Бывают спектакли-ответы, а бывают спектакли-вопросы. Я — за спектакль-вопрос». Спектакли Товстоногова ставили проблему: ту, единственно важную сегодня и, вместе с тем, вечную. Они пробуждали мысль, заставляя зрителя размышлять, и учили его высокому искусству сопереживания и сострадания. Искусство Г.А. Товстоногова менялось от спектакля к спектаклю. Но всякий раз интеллектуальная энергия художника одушевлялась одной целью — прорваться к истине людских страстей. Он знал: мы с вами ходим в театр только ради того, чтобы с этой истиной соприкоснуться, встретиться с ней глаза в глаза.

Театр, созданный Г.А. Товстоноговым, стал подлинной театральной Меккой для нескольких поколений зрителей. Шли годы, в списке ведущих режиссеров страны появлялись новые имена, но Товстоногов по-прежнему оставался лидером. И, тем не менее, на одном из творческих вечеров ему был задан вопрос о преемнике. После долгой паузы Георгий Александрович ответил, что по его убеждению подготовить себе преемника невозможно: режиссура, как и любое иное творчество, дело во многом личностное. Да, можно вырастить учеников, передать им знания, опыт, профессиональные навыки и приемы, но нельзя вложить в другого человека то, что сделало Станиславского Станиславским, а Товстоногова Товстоноговым — собственную душу, свой взгляд на мир. Всякий режиссер, приходящий в театр и претендующий на роль большую, нежели просто постановщик, должен сам построить свой театральный дом. В этом одновременно и трагизм судьбы театра, и залог его обновления… 23 мая 1989 года возвращаясь из театра, Георгий Александрович Товстоногов скоропостижно скончался за рулем своего автомобиля. Похоронен в Некрополе Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга                                                                                                                                                                                                                                             3.                                                                                                                                            2..Лебедев Евгений Алексеевич Лебедев. Родился 2 [15] января 1917 года в Балаково — умер 9 июня 1997 года в Санкт-Петербурге. Советский и российский актёр театра и кино, педагог, народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1987), лауреат Ленинской премии (1986), Сталинской премии первой степени (1950), Государственной премии СССР (1968). Евгений Лебедев родился в городе Балаково (ныне — в Саратовской области), в семье священника, и в дальнейшем был вынужден скрывать своё происхождение. В памяти Евгения навсегда отложились слова отца: «Что бы ты ни делал, в деле твоем должна быть вера. С верой и благоговением совершай свой труд, зарабатывай кусок хлеба. Не оскверняй храма своего, храм — в тебе самом, храм — душа наша». С 1927 года воспитывался у деда в Самаре, учился в средней школе № 13 им. Чапаева, затем в ФЗУ при заводе «Кинап», участвовал в заводской художественной самодеятельности. В 1932 году поступил в студию при самарском ТРАМе. В 1933 году «поповскому сыну» пришлось покинуть Самару и Евгений Лебедев поселился в Москве, работал в студии при Театре Красной армии. В 1936—1937 годах он учился в Центральном техникуме театрального искусства (ныне — ГИТИС), с 1937 года — на курсе В. В. Готовцева в училище Камерного театра (после объединения с другими театральными школами — Московское городское театральное училище), которое окончил в 1940 году. К тому времени Лебедев был уже не просто поповским сыном, но сыном «врага народа»: в 1937 году его отец был репрессирован. С 1940 года Евгений Лебедев служил в Тбилисском русском ТЮЗе, где через несколько лет стал ведущим актёром. Уже в первые годы раскрылась разносторонность его дарования: на сцене ТЮЗа Лебедев играл Павла Корчагина и Сергея Тюленина, героев Д. Фонвизина и А. Островского и даже Бабу-Ягу в сказке Е. Черняк «Василиса Прекрасная». Здесь же Лебедев познакомился с Георгием Товстоноговым, с которым будет связана вся дальнейшая его творческая судьба. В годы Великой Отечественной войны вместе с группой артистов театра Евгений Лебедев выступал с концертами в воинских подразделениях и госпиталях, за что был награждён медалями «За оборону Кавказа» (1945) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946). Преподавал актёрское мастерство в Грузинском театральном институте, в классе Товстоногова. В 1949 году Евгений Лебедев по личным обстоятельствам покинул Тбилиси и в поисках работы приехал в Москву. Недолго служил в Театре промкооперации. На актёрской бирже он встретил Товстоногова, который только что был назначен главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола и пригласил в свой новый театр Лебедева. На этой сцене актёр дебютировал в роли Сани Григорьева в спектакле по роману В. Каверина «Два капитана». За вторую свою роль — Сталина в спектакле «Из искры…» — вместе с режиссёром-постановщиком, Г. Товстоноговым, был в 1950 году удостоен Сталинской премии I степени. В 1956 году вместе с Товстоноговым Евгений Лебедев перешёл в Большой драматический театр им. М. Горького (с 1992 — имени Г. А. Товстоногова), где служил до конца жизни. Среди лучших ролей — Рогожин в легендарном товстоноговском «Идиоте», Монахов в «Варварах» и Бессеменов в «Мещанах» А. М. Горького, гротескная роль Артуро Уи в спектакле по пьесе Б. Брехта «Карьера Артуро Уи», Холстомер в «Истории лошади». Евгений Лебедев много снимался в кино, дебютировав в 1952 году в небольшой роли Кощея Бессмертного в фильме Григория Рошаля «Римский-Корсаков». Лауреат Государственной премии СССР (1968) за исполнение роли Василия Васильевича Бессеменова в спектакле «Мещане» в БДТ им. М. Горького. В 1955 году сыграл Ромашова в первой экранизации романа В. Каверина «Два капитана». За исполнение роли Королёва в фильме «Блокада» был удостоен в 1980 году Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. За фильм «Последний месяц осени» получил приз Кинофестиваля в Мар-дель-Плата за лучшую мужскую роль (1966, Аргентина). Также запомнился по картинам «Свадьба в Малиновке», «Преступление и наказание», «Первые радости», «Фантазии Веснухина», «Срочный вызов», «Эскадрон гусар летучих», «Синдикат-2» и многим другим. Евгений Лебедев в фильме «Свадьба в Малиновке» Евгений Лебедев в фильме «Фантазии Веснухина» Евгений Лебедев в фильме «Эскадрон гусар летучих» Евгений Лебедев в фильме «Синдикат-2» На протяжении многих лет Лебедев преподавал актёрское мастерство в Ленинградском театральном институте, с 1958 года был доцентом. В 1996 году Евгению Лебедеву позвонил Михаил Александрович Ульянов и сообщил, что Союз театральных деятелей и все жюри «Золотой маски» решили вручить Евгению Алексеевичу Лебедеву высший приз в номинации «За честь и достоинство». Единственное условие — номинант обязательно должен присутствовать на вручении приза. «Какого же числа состоится церемония?», — спросил Лебедев. «Тридцать первого марта, — ответил Ульянов, — приезжайте, мы ждем вас». «К сожалению, не смогу, — подумав, отказался Лебедев, — в этот день я выступаю в благотворительном концерте, посвященном памяти Стржельчика. Я указан в афише». Этот концерт вполне мог состояться без Лебедева. Но это был благотворительный концерт. Он был посвящен памяти товарища. Люди покупали билеты, а деньги шли на памятник Стржельчику. Умер актёр 9 июня 1997 года и был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища. В честь Евгения Лебедева назван театр в городе Балаково — Балаковский драматический театр имени Е.А. Лебедева. На доме, где в 1964—1997 годах он жил (Петровская наб., д. 4), открыта мемориальная доска. Евгений Лебедев Личная жизнь Евгения Лебедева: Евгений Лебедев был женат на сестре Г.А. Товстоногова Нателе Александровне Товстоноговой. В 1937-м году, когда репрессировали отца, театр снял для Лебедева комнату у Товстоногова, чтобы помочь обоим материально. Проживание по соседству сблизило актера и режиссера. Кроме того, у Товстоногова была 15-летняя сестра Натела — она и стала супругой Лебедева. «Когда мы поженились, то зажили одним домом, — вспоминала Натела. — Даже когда получили отдельные квартиры». «Женя никогда не просил у Гоги ролей, этого просто быть не могло! Однажды Женя очень захотел сыграть короля Лира, и его два раза даже приглашали в другие труппы играть эту роль, но тогда играть в чужих труппах было не принято. Да и Гогу это очень огорчило бы, поэтому Женя даже не говорил ему об этих предложениях. Но всю жизнь он мечтал о роли короля Лира. И не просто мечтал, а работал над ней, как будто готовился к премьере. И эта роль, я точно знаю, у него была готова. И текст знал наизусть. Хотя он ее так никогда и не сыграл», — рассказывала Натела Александровна. В браке родился сын — кинорежиссёр Алексей Лебедев.

05.07.2020
Прочитали 4045
Владимир Удодов

СТРАНИЦЫ ИЗ ДНЕВНИКА. Коротко о себе. Окончил сангиг факультет ДМИ в 1969 году. Работал в санэпидстанции г.Петрозаводска. В1974 поступил в спецординатуру Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института. В 1977г. назначен гл.врачом Ленинградского областного Дома санитарного просвещения.В 1981 г.вернулся в Донецк,где с 1983 по 2014 г.г. работал гл..врачом Донецкого областного центра здоровья. Сейчас на пенсии. Живу в Донецке. Дорогие друзья! Хочу предложить Вашему вниманию небольшие заметки из моей книги "Страницы из дневника". Надеюсь,что они будут интересны для вас.Спасибо. Март 1953 года. Наша школа-семилетняя.Посёлок Красный Пахарь на Смолянке. Почти все ребята знают друг друга.Младших не обижают.Просто не обращают внимание.Мелюзга.Старшекласники 5-7 класс "взрослые люди".Во всем почет и уважение. На дворе мартт.Холодно и сыро. В школе как-то холодно и неуютно.Вдруг нас всех снимают с уроков.Ведут в актовый зал.Рядом стоят учителя.На трибуну подымается директор и с дрожью в голосе об'являет :"Умер Сталин!" Почти все плачут.Занятия отменены.Дана команда всем одеть траурные повязки.Скорбно,но гордо и торжественно ношу ее на улице и дома.В школе несколько дней стою в почетном карауле у портрета. Хороним Сталина...Гудки.Транспорт стоит.Я с отцом и толпы людей пешком идут в центр города.Повсюду из репродукторов звучит траурная музыка.Ощущение скорби и тревоги Что будет после? Как будем жить дальше? Мне 8 лет... https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=3843944519012583&id=100001912197805
Внешняя ссылк на социальную сеть


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть