В связи с развитием железных дорог в городе появились: Царскосельский (1837), Николаевский (1851), Варшавский и Петергофский (1853), Финляндский (1870) вокзалы. С появлением железнодорожного сообщения петербуржцы стали ездить в поездах. Обычно эти путешествия были исключительно деловыми. Расширялись порты Кронштадта, Васильевского острова.
В 1863 году в городе для народа запустили пассажирскую конку.[22] В конце XIX века появились автомобили, но могли позволить себе их только самые богатые люди города. Для сравнения, пуд хлеба стоил 2 рубля, а автомобиль – 7 тысяч рублей.[23]
Свои работы создавали О.Монферран — пьедестал и общая идея памятника Николаю I (1856-1859 гг.), К.Тон — иконостас Казанского собора (1838 г.), Московский вокзал (1843-1851 гг.), А. Штакеншнейдер — Мариинский дворец (1839-1844 гг.), дворец Белосельских-Белозерских (1846-1848 гг), Николаевский дворец (1853-1861 гг.), П. Клодт — кони на Аничковом мосту (1841-1850 гг.), памятник Крылову в Летнем саду, памятник Николаю I – скульптура коня и всадника, А.Брюллов — восстановление залов Зимнего дворца после пожара, Лютеранская церковь св. Петра (Невский пр., 22), Михайловский театр (фасад – К. Росси), интерьеры Мраморного дворца.
Конец XIX — начало XX века[править | править код]
Градоначальники и генерал-губернаторы
- 04.05.1892—06.12.1895 Виктор Вильгельмович фон Валь,
- 06.12.1895—06.01.1904 Николай Васильевич Клейгельс,
- 12.02.1904—11.01.1905 Иван Александрович Фуллон,
- 17.01.1905—12.1905 Владимир Александрович Дедюлин,
- 11.01.1905—05.1905 Дмитрий Фёдорович Трепов
- 23.12.1905—31.12.1906 Владимир Фёдорович фон дер Лауниц,
- 09.01.1907—07.1914 Даниил Васильевич Драчевский,
- 02.07.1914—11.1916 Александр Николаевич Оболенский,
- 10.11.1916—27.02.1917 Александр Павлович Балк.
Главными развлечениями в Петербурге в конце столетия стали фотография и кинотеатр. В первом кинотеатре на Невском проспекте показывали двадцатиминутные короткометражки, изображающие рабочих на заводе прибытие поезда, сцены с детьми.[23]