– Скучно? – шепотом спросил его.
– Ужасно, – тихо донеслось в ответ. – Если тот лондонский профессор будет таким же занудой – лягу спать прямо на парте. И пусть выгоняет с урока…
– Думаю, не выгонит, – обнадежил бедолагу.
Я стал вслушиваться в речь лектора. Она так увлеклась научной терминологией и воспеванием храбрости людей в шкурах, высекавших огонь и охотившихся с копьями на мамонтов, что совершенно забыла о работе со слушателями.
– Это был необыкновенный скачок для первобытного человека – добыча и использование огня. В найденных стоянках двенадцати тысячелетней давности мы находим великолепные образцы каменных ножей, наконечников стрел, остатки необожженной глиняной посуды. Люди строили подобие хижин из подручного материала, – рассказывала преподаватель, показывая указкой на большую проекцию картины, явно нарисованную по заказу какого-то крупного исторического музея. – Именно таким был наш мир в те времена…
Не вытерпев, поднял руку. Она не сразу заметила, но потом остановилась, желая выслушать «студента».
– Почему Вы судите, – с упреком начал я, – обо всем мире по находкам в отдельных регионах? Посмотрите на нашу цивилизацию. В ней есть как высокие технологии, так и примитивные. Если через пять тысяч лет ученые найдут деревни африканских племен, которые до сих пор охотятся с луком и стрелами, лепят горшки из глины и покрывают хижины соломой, и будут утверждать, что в наше время было примитивное общество – это будет верно? Почему есть такая уверенность, что в то время не было высокоразвитой цивилизации, соседствовавшей с развивающейся? Почему таким вещам, как письменность, земледелие и обработка металлов первобытных людей не могли научить те, кто владел такими знаниями на высоком уровне? Ведь большинство мифов говорит о том, что этому человека научили боги, а не он самостоятельно освоил путем проб и ошибок…