Через тропы лесистого пригорка, с высоты башни открывался вид на водохранилище Кротон. Димитрос стоял у входа в аркады южнее 79-ой улицы, где он ожидал встретить Соню. Самым примечательным местом в парке был большой пруд, окруженный роскошными ивами, похожими на сказочных дев. На смотровой площадке с видом на озеро и миниатюрный замок, стоя у парадной лестницы, он заметно нервничал. На балясинах перил лестничных маршей можно было увидеть животных и растения. Солнце и кричащий петух сменялись совой и летучей мышью. Несбыточное и необычное. Когда приходится бороться или отступать, встречается одно с другим. В осенний день под многовековыми дубами с жёлтой листвой кто-то полагается на свои жизненные планы.
Со стороны променада, возле лестницы у столбика с изображением ночного светила, его встретила – круглолицая Катя из бара. Оба постояли на ступеньках, с которых медленно подались через переход с исчезающей позолотой и с протечкой на потолке.
Богато украшенный туннель оказался из песчаника с резными панно и балюстрадами, колоннами и арками с изображением птиц и зверей. Когда они вышли, перед ними открылась площадь с широкими лужайками, живописным прудом, редкими деревьями и лугами.
Балюстрада и стены террасы были все исписаны граффити и самодельными резными надписями. В фонтане плавали пивные банки и прочий мусор. Песчаник серо-голубого оттенка, из которого была сделана фигура ангела, – не представлял большой ценности.
— Знаете, какой их общий вес? – спросила Катя.
— Нет.
— Пятьдесят тонн.
— Не знал.
— Правда, за минусом оторванных плиток где-то ещё минус двадцать тонн.
Иерусалимская купальня из керамики и бронзы. В центре экстерьерной композиции стояла женщина из серо-голубого известняка – фигура ангела, с расправленными крыльями. В воде плавали лилии с пустыми пивными банками.
— А не слишком она мускулиста для женщины? – спросил Димитрос, когда они стояли перед бассейном, в который с многоуровневой каменной чаши падали белые вихрящиеся струи.
— Ей нужны силы, для возмущения водных масс, превращая их в целебные, – ответила Катя, как будто кормила с ложечки маленького ребёнка. — Руководитель попечительской организации, по совместительству – глава фондовой биржи, сумел собрать частные пожертвования на его строительство.
Они обошли фонтан со всех сторон, и увидели, что лучшее оружие против вандализма – четыре херувима в виде сдержанности, чистоты, здоровья и мира. На мгновение Димитрос почувствовал, что совершает крёстный ход, в котором ему приоткрываются символы пуританской этики.
— Соня так и сказала, что занята? – спросил Димитрос Катю, глядя на оставшийся фундамент здания метеостанции.
— Она спросила, когда вы улетаете.
— Завтра, – ответил Димитрос. — Завтра… Соня ещё что-то сказала? – обратился к ней Димитрос, заглянув в глаза.
Катя скатилась в какую-то нерешительность и не знала, что ответить. Парк заполнился воскресными отцами, которые пришли навестить детей.
— Больше ничего.
— Так значит этот фонтан с целебной водой? – спросил Димитрос, у которого времени понять, что это происходит с ним, а не с кем-то другим, хватило сразу, как только он увидел Катю в парке. — Почему же за ним не следят? Или целебная вода уже никого не интересует?
— Городские власти это мало заботит. Они перенаправили средства, чтобы погасить безработицу.
— А давно вы перестали диск метать в лёгкой атлетике, Катя?
— Ещё в студенческие годы.
— Вы голодны? – вдруг спросил её Димитрос, но, представив хохочущего Оскара, довершить начатый жест – приобнять непринуждённо свою спутницу он не решился.
Они пошли дальше, огибая пруд вдоль извилистых дорожек, которые сменяли друг друга обрамлёнными высокими деревьями и лужайками, и у озёр с лесистыми островами вышли к каменистому утёсу. Лужайки теряли травянистый покров, превращаясь в вытоптанные поля. Аллеи наоборот, покрывались мусором и зарастали травой. Погибшие растения подолгу не убирали, некоторые мосты требовали ремонта, часть скамеек лежала опрокинутыми. Шедевр ландшафтной архитектуры, превратившийся в пыльный котёл днём и опасную территорию ночью. Ступени и причалы террас были покрыты граффити, а лужайки Sheep Meadow напоминали вытоптанное поле, замок Бельведер закрылся из-за многократного вандализма, а в пруду плавали всё те же банки из-под пива.
В гриль-бар Vista Rock они заказали барбекю, побаловав себя красным Шато Мерло. Мысли постепенно начали приходить в порядок, по крайней мере, так показалось обоим, и они уже во всю обсуждали то, о чём ещё час назад, стоя у фонтана, не могли помыслить. Димитрос произнёс небольшой тост:
— Общение с тобой, Соня, ох, пардон, Катя, ещё раз доказывает, что я тебя знал всегда. Есть такая теория замечательных людей, которых ты встречаешь где угодно, даже в городском метро. Стоит только перекинуться с ними парочкой фраз, как становится понятно, свой ты для них, или чужой.
— Мне кажется, любому человеку хочется решить для себя этот вопрос родства душ, и что им нужно в этой жизни. – Катя смотрела на него глазами юной девы. У Димитроса промелькнула искра. Она спросила его: — Если бы тебе пришлось писать продолжение истории о Ромео и Джульетте, как бы ты её написал?
Димитрос поставил бокал и принял вид мученика в ботаническом саду:
— Я бы тут же погрузил этих двоих в работу: во всё, что не связано с домашним очагом. Выдал бы им лопаты и заставил бы копать землю в два слоя.
— По-твоему, они должны встречаться на общественных работах? – засмеялась Катя.
— Нет. Это не потому, что я не хотел бы показать всю близость их отношений, а потому что даже описание семейного очага – являлось бы для меня табу.
— Табу?
— Да, неприступной крепостью… В противном случае, когда герои погрузились бы в домашний быт, пришлось бы, как бы это сказать, их из него вытаскивать, прикрывая их косяки: в этом случае я бы превратился в придумщика, а не в автора, который уважает законы бытия.
— Человеческая природа же потянет к уюту и прибежищу, к благу, не согласен? – Катя взяла салфетку со стола и удалила со своих губ остатки вина. Теперь она слушала рассуждения Димитроса о живучести образа, в теме которого тот оказался настоящим экспертом:
— Максимально приближая ситуацию к реальной, жизненной, я бы … – Димитрос замолчал, поглядев на Катю.
— Ну, приближая ситуацию к жизненной, что? – вернула его к разговору мастер спорта по метанию диска.
— В общем, нашлись бы неглупые авторы на моём месте, которые бы написали целую главу про то, как наконец Ромео и Джульетта обрели счастье и душевный покой. Но мы говорим о художественной стороне вопроса, а значит, было бы справедливо дать героям полную свободу, чтобы можно было получить от жизни наслаждение, а потом, по закону жанра – всё равно их развести.
— А как же вера во всё хорошее? – Катины щёки погрустнели.
— Вера. Именно её прокрутили в стиральной машине человеческий грязи. Потом достали чистым белым полотном, в которое нарядили человечество. Не будь этого полотна, у граждан не было бы мотивации для очищения через семейные неурядицы. – Видно было, что вино ударило Димитросу в голову. — Однако, такой задачи ты мне не ставила, спросив меня, как бы я написал продолжение истории о любви. Так что, обойдёмся теми ресурсами, которые имеются под рукой.
Катя почувствовала, что Димитрос напрягся; она вдруг потянулась к нему и сказала:
— Ух ты, у тебя над головой белая омела. Помнишь, с чего всё началось? – Димитрос помотал головой. — С города. С большого города… Я ещё тогда подумала, что подобное притягивается к подобному. Люди все приходят в эту жизнь друг к другу, чтобы что-то изменить в себе, показать лучшие свои стороны. Если ты умираешь, то к тебе приходит спаситель; а если ты жертва, то к тебе придёт тиран. К ребёночку приходит родитель; а я к нему не успела подойти. – На мгновение она опустила голову, но тут же с еще большим задором и честностью, посвежев, произнесла: — Поэтому, в фонтане – исцеляющая вода; а ты – неопытный пловец, а я – твоя спасительница.
Посчитав, что Катя любит разговаривать шарадами, Димитрос решил не выглядеть каланчой, сложившейся через стол, а поменять местоположение, устроившись поудобнее к девушке на её кожаный диванчик:
— То есть, ты хочешь сказать, что… – но не успел Димитрос договорить, как Катерина, взяв его за обе щёки, притянула к себе и крепко поцеловала. Затем оттолкнула его от себя и продолжила, как ни в чём не бывало:
— Если он конечно, примет её, а не пойдёт дальше тыкаться в стену. Чтобы измениться, нужно самому этого захотеть, редко люди исправляются. Кстати, я заметила, если жертва перестаёт страдать, то и тиран от неё отступает. Так что, если смотреть на дальнейшее развитие чьих-либо отношений, то тут обязательно кто-то кого-то забивает, если только не остаться в роли целительницы или просто радоваться, ну или отправиться спасать других… ну или…
— Или чтобы его не постигла участь бога Бальдра, который упал замертво от побега омелы, пробившей его грудь, – теперь Димитрос притянул Катю, и оба сошлись в поцелуи, в котором, однако, был смысл происходящего. Перед глазами поплыли лесистые пригорки, ангел с целебным источником, пруд в древнем Иерусалиме, и взгляду вновь открылись крутые холмы и извилистые тропинки, которые повели их через павильоны минеральных вод и молочных продуктов, через карусель, обратно к фонтану Бетесда.
На обзорной площадке живой природы, минуя центр помощи посетителям, молодые люди зашли в магазин сувениров, где Катя преподнесла Димитросу брелок в виде маленькой статуэтки «метающая диск»:
— Я хочу, чтобы эта фигурка символизировала нашу встречу. Когда ты посмотришь на неё, то реши, нужна ли тебе такая.
Катя прижалась к Димитросу, и он опустил свой подбородок на её тёплую голову.
— Помнишь сказку про горох? – спросила она его. — Когда его посадил старик и начал следить за его ростом. Когда горох достиг небес, старик заснул, а горох у него своровали птицы. Чтобы старик не нервничал, ему бог выдал золотые лапти, которые он тут же отдал в залог, а потом не смог их выкупить обратно.
— Не слышал такую сказку.
— Всё это закончилось тем, что теперь строят небоскрёбы, чтобы собирать плоды прежде, чем их сорвут другие.
Димитрос поднял порозовевшее личико Катерины и посмотрел в её серые глаза, заметив небольшой шрам над бровью.
— Бедным рыцарям не место в нашей жизни, Катя. От них нет никакого проку, они портят статистику, а я её раскручиваю как спираль… Шрам от диска?
Катя смотрела на него какое-то время затем поправила чёлку и сказала:
— Если бы крыши наших домов были прозрачными, то лёжа в кровати, мы бы не задумывались над тем, наслаждаться ли нам ночным небом или нет.
— Небоскрёбы строят из-за экономии пространства, это я знаю точно, – потянулся к земному Димитрос.
— Удачи тебе!
— Спасибо, Катя.
— Помни только, что нельзя пролистать своё счастье. Подумай, каково сейчас этому воскресному отцу. Пока они навещают своих детей, их бывшие жёны оформляют совместное опекунство. Юристы своё не упустят, и каждому нужно выбираться из темноты.
— Они всю жизнь считали круглый ноль на своем счёте. А могли бы жить в пентхаусе со своими подругами. И потом они полные неудачники, раз ошиваются в парке; от них требовался сильный ход, а они разменялись на чувства.
Катя отвела руку Димитроса от лица:
— Разве чувственность – это плохо? – посмотрела она на него.
— Это не плохо, но слегка старомодно, когда на кону – вопрос выживания. – Димитрос почувствовал, что зарывается и решил исправиться: — Люди перестали любить, потому что столкнулись с пограничной ситуацией.
— Что ты имеешь в виду?
— Вера в собственные силы, Катя, намного круче, чем истуканы из кристаллического сланца.
— Значит ты не поверил в силу фонтана?
Какие мы разные! Решили воспользоваться свободной минутой и погулять в парке. Он приехал провести переговоры и встретился с напарницей Сони из картинной лавки. Недвижимость, переговоры… Катя – её белая кожа; серые глаза с рыжим ободком вокруг зрачков; светло-русые волосы, круглое лицо, розовые губы и шрам над выщипанной бровью: хозяин схватил её однажды и ударил сувенирной подставкой по лицу. Хотя при её крупном телосложении она способна постоять за себя; заставить поверить, что всё в жизни – случай среди обычных людей. Мы поняли, что мы – разные: Димитрос не изменится; более того, от общения с ней он лучше не станет; через цинизм она заставит его переступить. Сам же он такую попытку – сорвать с него регалии или лишить мышления менеджера, столь привычного всюду, расценивал бы как – покушение на личную свободу. Опрометчивость, недалёкость. Димитрос попытался бы доказать, что в большом городе нужно быть волком, чтобы тебя не съели. Но в город нельзя въехать на циничном хребте, в него можно только войти с большим сердцем, с каким встречают тебя жители большой деревни.
Отягощённым стальным взглядом мир вцепился в единственного VIP-пассажира. Ожидание – смерти подобно. Если не возжелать свободы, то свобода возжелает тебя, накинув на тебя оставшиеся змеиные кольца.
Исправить ничего нельзя. Можно только измениться в лучшую сторону, стать чувственным, гуманным, но в школе продаж этому не учат. Красота ускользнула от вас, от полноценных, преуспевающих, заурядных, смеющихся над невинностью; вы плывёте по течению и упиваетесь собственной значимостью; намерены плыть и дальше, пока незнакомый город, завидев вас издалека, не заведёт в глухой тупик водных каналов, за которыми вы уверуете наконец в обречённость. Как судьба обманчива, скажете вы! Лживы наши мысли и представления, вот как звучит колокольчик при входе в лавку на первом уровне бизнес-центра.
Только тогда банковский счёт работает, когда наполнен шестью нолями. Тогда и рай в шалаше работает. Впрочем, для Димитроса не важно, как держаться на плаву: считать ли звёзды или нет; достаточно знать, что их количество всегда бесконечно.
Чтобы спровоцировать нужное поведение, нужно создать реальность, которая будет казаться истинной. Всё очень скверно, чтобы с помощью бульдозера не сделать деньги из воздуха. Димитрос ошибся адресом, по которому уже давно никто не живет.
Интересная коллаборация и достойное произведение, мне очень понравилось!) Хоть и неизвестно, как именно между авторами было распределено создание текста, можно это только предполагать.
Очень узнаётся магический реализм Sluice, поэтому гипнотизм происходящего вовлекает уже привычным образом. В свою очередь, возможно, сама идея (общая или частично) принадлежит второму автору.
Если говорить о технике написания текста, то здесь магический реализм не «сам в себе», а содержит в себе сюжет. Поэтому «Запах розы Бельведер» получается поделено на две части: на переговоры и мелодраму. Аналогично можно увидеть описания персонажей – то, что описано через внешность, сцены действия и то, что происходит в их душе (внутренний психологизм, конфликт).
На мой взгляд, вторая часть воспринимается несколько более динамично, чем театрально-закулисное высмеивание неудавшейся сделки. Так, если сперва читатель наблюдает фарсовый «срез» происходящего со стороны (как невидимый участник действия), то далее он уже переживает за происходящее, которое имеет чёткий порядок действий (фабулу). Магический реализм там тоже присутствует, но идёт скорее как дополнение, а не основной метод подачи текста.
Можно было бы даже отметить, что такие подходы не очень сочетаются друг с другом из-за разнородности, хотя очевидно, что они противопоставляются друг другу. Но всё же благодаря наличию сюжета повествование более беспрепятственно проникает в читательское восприятие, заставляя его больше сочувствовать и переживать, а не воспринимается так, будто чувствуешь себя в оковах узкой и длинной стеклянной трубочки (в этом может быть негативная черта любого жанрового однообразия, в данном случае магического реализма).
Но эстетичные многозначительные эпитеты, конечно же, работают на все составляющие новеллы: «Если не возжелать свободы, то свобода возжелает тебя, накинув на тебя оставшиеся змеиные кольца», / «Только тогда банковский счёт работает, когда наполнен шестью нолями. Тогда и рай в шалаше работает. Впрочем, для Димитроса не важно, как держаться на плаву: считать ли звёзды или нет; достаточно знать, что их количество всегда бесконечно». Любопытно, что последнее, это авторская характеристика персонажа, которая раскрывает не столько самого героя сколько… самого автора
Наконец, помимо техники текста, стоит отметить общую обстановку «мешанины» в городе места действия. Если называть вещи своими именами, отчасти там просматривается даже «винегрет», суть которого в том, что в любом месте всё равно все люди одинаковы, и простое человеческое (будь то хорошее или плохое, низкое или высокое) никому не чуждо. Законы жизни работают одинаково для всех.
Имея более-менее представление с другими работами Sluice, ему не так важно, где именно создавать магический реализм – скорее, вопрос «как». Хотя в этом и есть загвоздка, что для него представляет интерес работать с героями разной национальности.
Если отметить самый понравившийся момент всей новеллы, больше всего понравился пробирающий финал, несмотря на его фантастичность и абсурдность, а затем и последующий трагизм.
Из критики нечего пожелать. Разве что упомянуть момент с Катей/Соней, если это имеет значение – возможно, не стоило раскрывать эту карту напрямую, тогда как читатель сам бы вполне догадался бы, что это и есть один и тот же человек.
Благодарим авторов за интересный опыт! 🙂 spetsifikaciya11
spetsifikaciya11 На самом деле, идея, сюжет и эпитеты про шалаш принадлежат Sluice. Я же, додумывала эстетику или конспективно описывала некоторые сцены (сделку, момент в самолёте…). Мы хотели показать город мистиком, наблюдателем, вершителем. Персонажи искали ключи счастья, которые были на поясе. Спасибо, что разглядели наше витражное стекло рассказа)) ludmila-al
@ludmila-al Благодарю за обратную связь и разъяснения)
Теперь многое понятно! Надо будет ознакомиться с вашими произведениями, чтобы более наглядно выявить ваш стиль).
Персонажей искренне жаль. Главное, не повторить их опыта в реальной жизни, что происходит, к сожалению, постоянно. spetsifikaciya11