Стеклянными лавками раскинувшийся проспект уносился ввысь. Сменяясь красочной рекламой со шпионской техникой, обшарпанные ступени заводили в граунд-зиро. В нём разложили свои канцелярские товары гости из будущего. Нихат Тудук, владелец лавки в стиле «ампир с пахлавой», с давящим потолком, предложил посетителю авторучку со встроенной видеокамерой:
— Она включается автоматически, нужно только произнести кодовое слово или хлопнуть в ладоши, – турок равнодушно крутил чёрный Паркер перед носом Димитроса. — На, возьми её так, – сунул он ему в руки безделушку, — бери её так.
В магазинчике был целый ряд с позволения сказать техники в виде брошек, запонок, зажимов для галстука, различных незаметных гаджетов, часов и даже гантелей.
— Что значит за так?
— Всего триста долларов.
Димитрос посмотрел на турка, у которого умение впарить товар в этот раз явно сбоило из-за неосторожной фразы «бери её так». Подобного рода непрофессионализм для Димитроса был неприемлем, поскольку жизнь имеет свою цену.
— Знаете, я, пожалуй, не буду её покупать, – вернул на прилавок авторучку Димитрос, посчитав себя оскорблённым. — И вообще, я опаздываю.
— Эй, друг, возьми её хотя бы за двадцать долларов.
Подобный детский сад на Димитроса произвести впечатление никак не мог, и он, не церемонясь, попятился из магазина. Совсем неважно, какое у тебя кодовое слово и как ты молишься над тортом: хлопать в ладоши и задувать свечи – Димитрос не привык. Пройдя мимо бронзового быка, он повернулся: около грозного животного стоять времени не было. Какая-то неведомая сила заставила его приложить ладошку к железному носу. Что нужно делать в таких случаях? В таких случаях нужно наслаждаться своей глупостью, держа руку на холодном металле.
Через турникет метро с горизонтальными и вертикальными жердями Димитросу помог пройти местный бродяга. Он выхватил охапку однодолларовых и растолкал их по разным денежным приёмникам. Турникет открылся, и Димитрос успел протянуть бродяге еще одну – большим достоинством, выхватив которую, на всю подземку раздалось хвалебное аллилуйя!
Ступени вновь повисли, ведя куда-то вниз. Неоновая роза и мерцающий мотороллер устремлялись в пустыню. Эту фотографию скидывала ему Соня, когда стояла в незастёгнутом пальто с криво прикрепленной брошкой, и когда они с Димитросом висели часами в сети, обмениваясь фотографиями. Тогда он и открыл её красоту. Оранжево-персиковые розы бельведер в сочетании с тёмно-зелёной глянцевой листвой, аккуратно раскинувшиеся кусты невыгорающих цветков. Красавица с ароматом, просто идеал… Димитрос не переставал думать о ней, чтобы не поймать себя на мысли, что Соня даровала ему редкое наслаждение.
Среди тесных коридоров – на этот раз с высокими потолками, но чрезвычайно узкими стенами – Димитрос пробрался через торговые ряды фотоателье с сувенирами. Зайдя в очередной лабиринт, за вывеской была небольшая ширма, разделяющая лавки, в одной из которой горела надпись: «Бар открыт». В нём Димитрос наткнулся на атлетически пышную круглолицую женщину, протирающую прилавок:
— Как я могу вам помочь? – обратилась она к посетителю.
При своём росте 190 см Димитрос и так еле умещался во мрачном проходе посудной лавки, а тут еще попробуй разбери, кто перед тобой.
— Мне нужна Соня. – Димитрос почувствовал, что становится запертым в тяжелых стенах. Он сделал шаг к прилавку, и на него накатилась воздушная струя от кондиционера. — О, у вас холодный поток обдувает клиентов, – заговорил он как консультант. — Разгорячённому посетителю это вредно.
— Да… это как кому повезёт. Я сейчас его выключу, – собралась отойти женщина, но Димитрос упредил её:
— Ведь Соня работает здесь? – решительно спросил он.
Первый раз Димитрос увидел беспричинный багрянец на лице незнакомой сотрудницы бара, которая не могла ответить на простой жизненно важный для него вопрос. Женщина собиралась поправить свою короткую чёлку, как откуда-то позади неё из-за стойки раздался голос владельца:
— Катя, подойди сюда.
Спустя мгновение, она вернулась к прилавку и сообщила Димитросу, чтобы тот заказывал что-то или уходил.
— Вас зовут Катя?
— Они здесь всех так называют, – состорожничала женщина. — Соня не могла выйти сегодня, я её подменяю. Хотите что-то передать?
— Передайте, что… ищет её Димитрос… искал её. Я буду в парке ждать её завтра после работы.
Интересная коллаборация и достойное произведение, мне очень понравилось!) Хоть и неизвестно, как именно между авторами было распределено создание текста, можно это только предполагать.
Очень узнаётся магический реализм Sluice, поэтому гипнотизм происходящего вовлекает уже привычным образом. В свою очередь, возможно, сама идея (общая или частично) принадлежит второму автору.
Если говорить о технике написания текста, то здесь магический реализм не «сам в себе», а содержит в себе сюжет. Поэтому «Запах розы Бельведер» получается поделено на две части: на переговоры и мелодраму. Аналогично можно увидеть описания персонажей – то, что описано через внешность, сцены действия и то, что происходит в их душе (внутренний психологизм, конфликт).
На мой взгляд, вторая часть воспринимается несколько более динамично, чем театрально-закулисное высмеивание неудавшейся сделки. Так, если сперва читатель наблюдает фарсовый «срез» происходящего со стороны (как невидимый участник действия), то далее он уже переживает за происходящее, которое имеет чёткий порядок действий (фабулу). Магический реализм там тоже присутствует, но идёт скорее как дополнение, а не основной метод подачи текста.
Можно было бы даже отметить, что такие подходы не очень сочетаются друг с другом из-за разнородности, хотя очевидно, что они противопоставляются друг другу. Но всё же благодаря наличию сюжета повествование более беспрепятственно проникает в читательское восприятие, заставляя его больше сочувствовать и переживать, а не воспринимается так, будто чувствуешь себя в оковах узкой и длинной стеклянной трубочки (в этом может быть негативная черта любого жанрового однообразия, в данном случае магического реализма).
Но эстетичные многозначительные эпитеты, конечно же, работают на все составляющие новеллы: «Если не возжелать свободы, то свобода возжелает тебя, накинув на тебя оставшиеся змеиные кольца», / «Только тогда банковский счёт работает, когда наполнен шестью нолями. Тогда и рай в шалаше работает. Впрочем, для Димитроса не важно, как держаться на плаву: считать ли звёзды или нет; достаточно знать, что их количество всегда бесконечно». Любопытно, что последнее, это авторская характеристика персонажа, которая раскрывает не столько самого героя сколько… самого автора
Наконец, помимо техники текста, стоит отметить общую обстановку «мешанины» в городе места действия. Если называть вещи своими именами, отчасти там просматривается даже «винегрет», суть которого в том, что в любом месте всё равно все люди одинаковы, и простое человеческое (будь то хорошее или плохое, низкое или высокое) никому не чуждо. Законы жизни работают одинаково для всех.
Имея более-менее представление с другими работами Sluice, ему не так важно, где именно создавать магический реализм – скорее, вопрос «как». Хотя в этом и есть загвоздка, что для него представляет интерес работать с героями разной национальности.
Если отметить самый понравившийся момент всей новеллы, больше всего понравился пробирающий финал, несмотря на его фантастичность и абсурдность, а затем и последующий трагизм.
Из критики нечего пожелать. Разве что упомянуть момент с Катей/Соней, если это имеет значение – возможно, не стоило раскрывать эту карту напрямую, тогда как читатель сам бы вполне догадался бы, что это и есть один и тот же человек.
Благодарим авторов за интересный опыт! 🙂 spetsifikaciya11
spetsifikaciya11 На самом деле, идея, сюжет и эпитеты про шалаш принадлежат Sluice. Я же, додумывала эстетику или конспективно описывала некоторые сцены (сделку, момент в самолёте…). Мы хотели показать город мистиком, наблюдателем, вершителем. Персонажи искали ключи счастья, которые были на поясе. Спасибо, что разглядели наше витражное стекло рассказа)) ludmila-al
@ludmila-al Благодарю за обратную связь и разъяснения)
Теперь многое понятно! Надо будет ознакомиться с вашими произведениями, чтобы более наглядно выявить ваш стиль).
Персонажей искренне жаль. Главное, не повторить их опыта в реальной жизни, что происходит, к сожалению, постоянно. spetsifikaciya11