На первом, более высоком этаже, размещались парадные залы, а на втором – жилые комнаты и библиотека.
Одновременно со строительством дворца проводились работы и по переустройству парка, поделённого на три части.
Его регулярную часть составляли две террасы, обрамлённые античными скульптурами и мраморными балюстрадами, выполненные по проекту итальянского ландшафтного архитектора Джакомо Тромбаро, и большой партер – основа французского парка, с прилегающими к нему боскетами и галереями берсо, из-за чего Архангельское стали называть Подмосковным Версалем.
Остальную часть занимал английский пейзажный парк с естественной красотой природы, узкими кривыми дорожками и очаровательными лужайками.
В парке уютно разместился малый дворец «Каприз», работы Джованни Петонди, который вместе с деревянным зданием библиотеки, «Чайным домиком» и кирпичным манежем, с разбитым перед ним небольшим садом со статуей бога любви Амура, представлял собой усадьбу в миниатюре. «Чайный домик» — милый квадратный павильон с куполом и башенкой, похожий на китайскую постройку.
Но, несмотря на название, чай в нём никогда не пили, — сначала здесь размещалась библиотека, потом склад.
Шведским инженером Иоганном Норбергом были сооружены две плотины на Горятинке, впадающей в Москву-реку. Образовавшиеся пруды служили резервуаром для работы двух гидравлических машин, которые с помощью системы деревянных труб снабжали водой парк, оранжереи, конюшню, хозяйственные и жилые постройки.
Это позволило установить в усадьбе еще одну диковинку, мало у кого имевшуюся в те времена, – фонтаны.