Театральный художник Пьетро Гонзаго работал в Миланском театре «Ла скала» и создавал сценические декорации. Да какие!!! Зрители, в основном, следили за сменой декораций, а не за игрой актёров.
Николай Борисович, будучи на представлении, загорелся идеей устроить в Архангельском театр вообще без актеров, — главными действующими лицами спектакля должны были стать сами декорации.
Гонзаго был приглашен в Архангельское и наделён неограниченными возможностями в проявлении своей фантазии. Ох, и развернулся он здесь!
Под музыку вращался сложный механизм, живописные декорации сменяли одна другую, иллюзия объема и глубины была настолько реальная, что зрители не могли поверить, что все эти пейзажи нарисованы рукой мастера, а не созданы природой-матушкой.
За один сеанс происходило до двенадцати перемен декораций. Николай Борисович был в полном восторге от своего детища.
Но не всем нравились такие представления. Александр I,прибыв в Архангельское в июле 1818 года вместе со своим кузеном королем Пруссии, не оценил по достоинству театр декораций.
Представление ни ему, ни его спутнику не понравилось. Николай Борисович абсолютно не расстроился и продолжал вместе с художником, с которым успел очень подружиться, придумывать новые идеи для спектаклей.
Они и умерли почти в одно время, — Н.Б.Юсупов 15 июля 1831 года, а Пьетро Гонзаго, — 29 июля.
После смерти князя Николая Борисовича, Архангельское достаётся его сыну — Борису Николаевичу Юсупову. При нём усадьбе не уделятся столько времени и средств, как при его отце, многие произведения перевозятся в Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге.
Новый этап в жизни Архангельского начался с переходом имения к его сыну Николаю Борисовичу Юсупову.