В своих мемуарах Феликс Юсупов-младший, вспоминая работу с великим Серовым, пишет: «Его (В.А. Серова) восхищение перед Архангельским сблизило нас. После позирования, я уводил его в парк. Там, сидя на одной из моих любимых скамеек, мы вели откровенные разговоры, неоднократно беседуя по вопросам, глубоко меня волнующим. Будучи тогда юношей, я очень задумывался над той огромной ответственностью, которую накладывали на меня несметные юсуповские богатства. Я глубоко понимал и чувствовал, что чем больше мне дано, тем и больше от меня требуется. Серов же, человек гуманный и убежденный защитник всех неимущих, своими долгими и дружескими беседами «оформил» все мои сокровенные мысли и чувства. Его передовые взгляды оказали влияние на развитие моего ума. И по мере того, как его художественная кисть заканчивала мой внешний облик на полотне – внутри меня созревал тот человек, каким я остался, и дружба Серова оставила во мне неизгладимое впечатление».
Четыре портрета Юсуповых кисти Валентина Серова – Феликса Феликсовича, Зинаиды Николаевны и их сыновей Николая и Феликса, находятся в экспозиции Русского музея.
Проклятье Магомеда, незримо присутствующее в их жизни, как незаряженное ружье, провисевшее всю пьесу на стене и выстреливающее в последнем акте, сбывается 22 июня (!) 1908 года.
Николай Юсупов, красавец, поэт, режиссер любительской труппы, выпускник юридического факультета Петербургского университета влюбился в графиню Марину Гейден, которая была обручена с гвардейским офицером Арвидом фон Мантейфелем. Скорый брак Марины и Арвида не охладил пыла Николая.