Это самый поздний памятник Архангельского.
Есть версия, что Зинаида Николаевна приобрела эту скульптуру до гибели Николая в начале 1908 года на одной из зарубежных выставок.
Автор создавал её как надгробие и княгине не рекомендовали её покупать. Но она не послушала никого и установила статую в усадебном парке. Опять мистика?!
Многие считают «Скорбящего гения» кенотафом Николаю Юсупову, — по сути, так оно и есть.
В 1900 году Зинаида Николаевна оставила так называемое «духовное завещание», в котором выразила свою волю в отношении Архангельского: «в случае внезапного прекращения рода, всё наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами, завещаем в собственность государства для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества …»
Завещание княгини было исполнено, — практически сразу после Октябрьской революции в 1919 году здесь был открыт историко – художественный музей.
А семейство Юсуповых в том же году отбыло за границу на линкоре «Мальборо», присланном британским королем Георгом V.
Представители богатейшего княжеского рода, чей предок когда-то владел землей по всей стране, сумели вывезти с собой лишь шкатулку с драгоценностями и два полотна Рембранта.
К сожалению, всё это было продано в тяжелые годы эмиграции, — например, продав жемчужину Пелегрина, Феликс купил квартиру в Париже.