— Но вы внушили им ценность обычной метлы! — воскликнул я.
— Вы упрощаете, все не так однозначно. Ведь в итоге появились такие важные институты как молодежные организации и объединения.
— Всего лишь вымышленный социальный лифт наверх, для большинства упирающийся в стеклянный потолок способностей, неприемлемых там наверху — спорил я.
— Но ведь это нормально, что пробиться наверх могут не все. Что для этого нужны уникальные способности.
— Покладистость, лояльность, предсказуемость? За них выделяли и продвигали. За них давали золотые медальки, грамоты, вымпелы и кубки. Я угадал?
— Но без этих качеств никуда! Не так важно насколько ты талантлив, не важно насколько ты образован и трудолюбив. Важно насколько ты соответствуешь критериям большинства.
— Так вот оно, ваше лекало школяра? Сгорбленная безропотная тень с потупившимся взглядом. Здорово, ничего не скажешь. И это по вашему успех? Внушили детям идею, что признание, одобрение они получат не за мысль, не за понимание, не за поиск, не за ошибку, а за знание единственно правильного ответа. Где ошибка это крест, а отскакивающий от зубов верный ответ, это легкий путь к успеху, где всего-то и нужно запомнить как правильно. А вам следовало воспитать в ребенке самобытность и независимость, способность познавать себя, усердие и выдержку, способность мыслить оригинально, созерцательно, отмечая всю сложность наблюдаемого. Находить в мыслительном поиске все более совершенные точки обзора. Способность созидать мысль. Доводить ее до совершенства. Да в конце концов просто смеяться, честно любить, видеть лучшие стороны других людей.