Впервые с темой падежей и падежных окончаний мы знакомимся ещё в начальной школе. Тема довольно простая, но она всё равно может вызвать затруднения.
В русском языке есть изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к:
Именам существительным | Прилагательным |
Числительным | Местоимениям |
Можно указать форму слова, которая соответствует определённому падежу.
Сколько же всего падежей в русском языке?
Выделяют:
Всего в русском языке шесть падежей. Каждый из них отвечает на конкретные вопросы, которые позволяют без особого труда определить падеж.
Перед тем, как разобраться, на какие вопросы отвечает каждый падеж, вспомним, что:
- Одушевлённые существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?
- Неодушевлённые существительные отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?
Это позволит нам отличать одни существительные от других.
Как определить падеж?
Для определения падежного окончания существительных используется таблица падежей русского языка с вопросами и окончаниями. Быстрее всего запомнить падежи и их вопросы можно с помощью наглядных таблиц:
Падеж | Именительный |
---|---|
Вопрос для существительных и местоимений | Кто? Что? |
Вопрос для прилагательных, причастий и числительных | Какой? Какая? Какое? Какие? |
Вопрос для количественных числительных | Сколько? |
Падеж | Родительный |
---|---|
Вопрос для существительных и местоимений | Кого? Чего? |
Вопрос для прилагательных, причастий и числительных | Какого? Какой? Какого? Каких? |
Вопрос для количественных числительных | Скольких? |
Падеж | Дательный |
---|---|
Вопрос для существительных и местоимений | Кому? Чему? |
Вопрос для прилагательных, причастий и числительных | Какому? Какой? Какому? Каким? |
Вопрос для количественных числительных | Скольким? |
Падеж | Винительный |
---|---|
Вопрос для существительных и местоимений | Кого? Что? |
Вопрос для прилагательных, причастий и числительных | Какого? (одуш) Какой? (неодуш) Какую? Какое? Каких? (одуш) Какие? (неодуш) |
Вопрос для количественных числительных | Скольких? (одуш.) Сколько? (неодуш.) |
Падеж | Творительный |
---|---|
Вопрос для существительных и местоимений | Кем? Чем? |
Вопрос для прилагательных, причастий и числительных | Каким? Какой? Каким? Какими? |
Вопрос для количественных числительных | Сколькими? |
Падеж | Предложный |
---|---|
Вопрос для существительных и местоимений | О ком? О чём? |
Вопрос для прилагательных, причастий и числительных | О каком? О какой? О каком? О каких? |
Вопрос для количественных числительных | О скольких? |
Падежи в русском языке, таблица которых представлена выше, довольно легко запоминаются и быстро определяются благодаря вспомогательным словам:
- Именительный – есть;
- Родительный – нет;
- Дательный – рад/дал;
- Винительный – вижу/виню;
- Творительный – любуюсь/доволен;
- Предложный – думаю о.
Вопросы к падежам отлично сочетаются со вспомогательными словами. Благодаря им, легче запомнить правило и не допускать ошибки:
Такая нехитрая уловка позволит запомнить падежи, вопросы и вспомогательные слова. Это позволит отличать падежи друг от друга во время выполнения заданий.
Падежи имён существительных имеют свойство изменять окончания слов. Это позволяет связать их между собой и согласовать предложения.
Некоторые падежи в русском языке имеют предлоги. Рассмотрим предлоги падежей:
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) | Кто? Что? | — |
Родительный (нет) | Кого? Чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) | Кому? Чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) | Кого? Что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (любуюсь) | Кем? Чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать о) | О ком? О чем? | в, о, об, на, при, по |
Данная таблица падежей русского языка с вопросами, вспомогательными словами и примерами предлогов позволит быстрее запомнить тему и больше не путаться в падежах. Знание предлогов позволит быстро определять падежи.
Подробнее рассмотрим значения каждого падежа
Именительный — наименование предметов. Чаще всего является подлежащим в предложении. Слова в именительном падеже имеют либо нулевое, либо конкретное окончание.
Предлогов у этого падежа нет:
Родительный падеж является косвенным. Он даёт понять, какого предмета нет или указывает на цель, место и положение предмета.
Он имеет конкретные предлоги:
С предлогами:
Дательный падеж представляет адресата. Он тоже имеет предлоги, которые позволяют отличать его от других падежей.
С предлогами:
Винительный падеж отвечает на вопросы «кого и что». Его основная цель – обозначение объекта действия. С ним используются предлоги в в значении объекта, времени, места, уступки.
С предлогами:
Вопросы этого падежа похожи на именительный, но благодаря вспомогательному вопросу и предлогам их можно отличить друг от друга. Для того чтобы лучше запомнить падежи русского языка, обращайтесь к таблице.
Творительный падеж отвечает на вопросы «кем и чем» и позволяет указать место, совместимость и причину. Вопросы падежа не спутать с другими, если помнить вспомогательное слово.
С предлогом:
Предложный падеж с вопросами «о ком и о чем» выражает объект, на который направлена мысль. Поэтому для него актуально вспомогательное слово «думать о». Он сложнее других, так как имеет несколько падежных вопросов.
С другими предлогами:
Чтобы запомнить, где какой падеж, запомните таблицу падежей, окончаний и вспомогательных слов. Это значительно упростит задачу и позволит быстро ориентироваться в данном вопросе.
Что ещё следует запомнить о падежах существительных в русском языке?
Падежи всех существительных, прилагательных, местоимений и числительных будут менять окончания.
Окончания существительных по падежам:
Падеж | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | Мн. число |
---|---|---|---|---|
Именительный | А, я | О, е, нулевое | Нулевое | Ы, и, а, я |
Родительный | Ы, и | А, я | И | Нулевое, ов, ев, ей |
Дательный | Е, и | У, ю | И | Ам, ям |
Винительный | У, ю | О, е, а, я, нулевое | Нулевое | Нулевое, ы, и, а, я |
Творительный | Ой, ей | Ом, ем | Ю | Ами, ями |
Предложный | Е, и | Е, и | И | Ах, ях |
Данная тема довольно быстро усваивается и не вызывает сложных вопросов и проблем у школьников. Тем не менее, рекомендуется как можно тщательнее изучить тему, чтобы не допускать ошибок в падежных окончаниях и не сталкиваться с проблемами в обучении. Для закрепления материала рекомендуется пройти тестирование по вопросам, а также выполнить простое задание по падежам, падежным окончаниям и вспомогательным словам.
Прочитали 85397
Сочинительные и подчинительные союзы в русском языке
Что такое род, вид и жанр художественного произведения
Тривиальный и нетривиальный: что это такое?
Канцеляризмы в речи: правда ли это проблема и как с ними бороться?
Как использовать Trello в писательстве: подробный гайд
Как описать экшн в книге, чтобы захватить внимание читателя?
Как выполнить морфологический разбор глагола и не допустить ошибку: образцы и примеры
Сложное предложение: как с ним работать?