Метод снежинки Рэнди Ингермансона: 10 шагов к написанию романа

Метод снежинки Рэнди Ингермансона: 10 шагов к написанию романа Penfox

Для начинающего автора написать роман или повесть — это всегда большое испытание. Дело не в недостатке воображения или писательского таланта, а в банальном неумении организовать свое рабочее время и пространство. В обилии идей, сюжетов, героев, их высказываний и мнений очень легко запутаться, что приводит к погрешностям в сюжете. Но даже если ошибки не будет, сама необходимость распутывать весь этот клубок слов и мыслей утомительна и занимает действительно немало времени.

На сегодня существует множество методов и приемов, направленных на помощь молодому автору. Это и прием картотеки героев (картотека по примеру библиотечной, но со всеми персонажами), и метод «сосисочной цепи», где каждое событие непосредственно «вытягивает» за собой последующее. В этой статье мы разберем метод Рэнди Ингермансоном, известного коуча (педагога-наставника) в области писательского мастерства. Он длительное время проводил мастер-классы, пока не вывел действенную модель структурированного, логичного построения романа, основанную на постоянном развертывании повествования от наброска к детализации. При помощи этого метода можно структурировать и ускорить процесс написания. Сам американский писатель и коуч утверждает, что так называемый «метод снежинки» позволит заметно сократить время чернового написания произведения, с 500 часов до 150. Разберемся с тем, что такое метод снежинки в принципе.

План-снежинка: суть метода

Суть метода состоит в том, что имея идею-«костяк» произведения, автор постоянно ее разворачивает, добавляет новых деталей, совершенствует форму и идею. Если изначально имеется базовая информация, то от каждого ее пункта разрастается кисть новых подробностей. Руководство Рэнди Ингермансона позволяет не запутаться при введении «новых переменных». Его метод построен на четкой структурированности каждого шага работы. Однако нельзя сказать, что работа получается косной или подобное мешает творчески переосмыслять ситуацию «на ходу». Через каждый шаг происходит расширение и корректировка ранее заданного материала. Условно всю работу над черновиком произведения он подразделяет на 10 шагов. Каждый из этих шагов рассмотрим подробно.

Создание черновика романа быстро и эффективно методом снежинки

Скорость написания обуславливается четким пониманием того, что автору нужно делать конкретно сейчас (при полностью самостоятельной работе этого иногда очень не хватает, приходится действовать наобум). Поэтому все действия по написанию черновика подразделяются на 10 шагов.

1 Шаг

Необходимо раскрыть саму суть будущего произведения максимально кратко, дать ему аннотацию буквально в одно предложение. В предложении не должно содержаться характеристик, описаний, деталей. Только краткая выжимка сюжета.

Девочка-сирота, закончив частную школу-интернат, поступает гувернанткой в дом знатного, но сварливого человека и пытается наладить отношения с его семейством.

Если внимательный читатель усмотрел в этом предложении завязку романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», то это действительно она и есть. В сфере кинематографа подобное называют также логлайном — информация для быстрого ознакомления с идеей.

2 шаг

Далее необходимо определиться с количеством конфликтов, поскольку схема «завязка — развитие конфликта — кульминация — развязка» закладывается именно на этом уровне работы над черновиком. Если вы начинающий автор и впервые работаете с методом, лучше ограничиться одним конфликтом. В таком случае уложить мысль в 5-6 предложений будет значительно проще. По сути, необходимо описать будущее произведение одним абзацем, включив в него все стадии развития произведения.

Пример

Джейн сирота, за нелюдимый нрав ее недолюбливали и родственники, и педагоги в частной школе, где она прожила свое детство. Окончив учебу, девушка устраивается гувернанткой в богатый дом. Она влюбляется в хозяина дома, это взаимно, но мистер Рочестер хранит тайну о том, что уже женат на безумной женщине. Джейн узнает об этом и уходит, чтобы позже получить место учительницы, а затем и наследство. Однажды ей снится, что Рочестер зовет ее, и девушка отправляется ему на помощь, а обнаружив сгоревший усадьбу и ослепшего возлюбленного, решает остаться с ним.

3 шаг

Этот шаг, по сути, является классическим составлением биографических карточек героев. Каждый автор, работавший с крупными формами прозы, сталкивался с необходимостью прописать героев отдельно, прежде чем вплетать их жизни в сюжет. Именно это и необходимо сделать дальше по методике снежинки.

Что нужно указать:

  • Как зовут персонажа (имя, прозвище);
  • Краткое описание жизненного пути (буквально в одно предложение);
  • Мотивация (чего герой вообще хочет от жизни, к чему стремится в целом);
  • Цели (то же, что в предыдущем пункте, но только в рамках описываемой истории);
  • Препятствия, конфликты;
  • Развитие и рост (что изменится в персонаже за время действия романа);
  • Перечисление всех основных событий, в которых герой задействован.

4 ШАГ

Написание синопсиса — это следующее, что нужно сделать. Синопсис — это уже достаточно развернутый пересказ сюжета, но все еще пересказ.

Чтобы сделать его необходимо вернуться ко второму шагу. У нас есть краткое описание сюжета в пяти-шести предложениях. В этом кратком пересказе мы задели и завязку, и развитие, и кульминацию, и развязку. Теперь осталось только развернуть их. Каждое предложение необходимо описать достаточно подробно. Так, если в примере мы указали, что Джейн Эйр была сиротой, то нужно раскрыть этот факт биографии, упомянуть, что ее родители погибли, а сама она дитя никем не признанного мезальянса. Жила у вдовы своего дяди, которая девочку ненавидела и при первом же удобном случае сослала в строгую школу-интернат.

5 шаг

Синопсис необходим не только событиям, но и героям. Поэтому оглядываемся на третий шаг и вписываем героев в события, то есть преподносим основные сюжетные коллизии глазами персонажей.

Для главных героев синопсисы будут большими, а для второстепенных и маловажных для сюжета можно написать буквально по четверти страницы.

6 шаг

Еще больше внимания уделяем детализации черновика. Возвращаемся к четвертому пункту и на каждый абзац, описывающий те или иные события жизни, выделяем теперь по целой странице текста. Не надо увлекаться описаниями и деталями. На странице текста должны быть только события и важные нюансы событий.

7 шаг

Этот шаг нужен, чтобы довести героев до практически совершенного облика. Здесь прописываются их внешние особенности, биография, важные черты характера, какие-то только им присущее особенности речи или поведения. По сути происходит «очеловечивание» схематичных обликов.

Надо заметить, что к этому пункту автор может прийти к выводу, что герой не соответствует событийному ряду. Тогда необходимо его подкорректировать. Не стоит бояться менять что-то на стадии черновика, ведь для того черновик и предназначен.

8 шаг

То, чем автор занимается на этом этапе, в кино или современном театре назвали бы «раскадровкой».

Необходимо начертить таблицу и внести в нее перечень событий и героев. Это необходимо для того, чтобы проследить логику повествования, не допустить несостыковок во времени и логике повествования. Иногда, чтобы добиться большей художественной выразительности, события нужно подавать не последовательно, не линейно. Именно на этом этапе автор выстраивает «кадры», сцены своего произведения в наиболее удачной последовательности.

9 шаг

Девятый шаг подразумевает включение в черновик всего того, что мы старательно исключали в предыдущих пунктах. Каждая страница теперь расширяется на несколько. Прописываются диалоги, описания, набрасываются лирические отступления . Уже можно включать важные детали и средства художественной выразительности (метафоры, аллегории), чтобы не забыть о них в чистовом варианте. Таким образом черновик увеличится до 50-70 страниц текста.

10 шаг

Десятый шаг — это соединение всего написанного в черновой вариант романа. В нужной последовательности, с необходимыми правками и логичными переходами (это особенно важно при подобном сегментарном написании — переход от сегмента текста к сегменту должен быть незаметным).

Результат — это фактически готовое произведение, которому осталось пройти только два этапа редактуры — вашу собственную тщательную вычитку на предмет неясностей и неточностей и, при публикации, непосредственно редактора.

Плюсы и минусы метода

Не существует универсального «рецепта» написания прозаического произведения. У каждого метода будут плюсы и минусы, всегда будут подходящие и не подходящие ему виды литературы. Если говорить об однозначных плюсах методики Рэнди Ингермансона, то это:

  • высокая скорость написания произведения;
  • методическая упорядоченность рабочего процесса (не будет «провисов» воли, во время которых автор не понимает что делать дальше, да и не очень хочет разобраться);
  • метод хорошо подходит новичкам;
  • более гармоничное распределение количества текста на ту или иную часть романа (завязку, кульминацию и т.д.).

Если говорить о минусах метода, то стоит упомянуть:

  • работа с ограниченным количеством конфликта;
  • невозможность экспериментов с формой и содержанием;
  • нет шанса кардинально переосмыслить концепцию произведения (в противном случае нужно будет переписывать черновик заново).

Для написания произведений каких жанров подходит методика

С учетом плюсов и минусов методики можно сделать вывод что подходит она для написания прозаических произведений следующих жанров и жанровых модификаций:

Все эти жанры и поджанры отлично вписываются в метод снежинки. Психологический роман или повесть не рекомендуется писать данным методом, поскольку в них обычно больше трех конфликтов (плохо вписывается в схему). Эксперименты в духе постмодернизма тоже лучше писать иначе, так как они не поддаются структурной логике произведения, а отрицают ее. Фантастика же и фэнтези со слишком хорошо, детально прописанным созданным миром просто напросто не влезут в формат (однако классического фэнтези-лавбургера это не отменяет).

В любом случае, этот писательский опыт стоит того, чтобы попробовать его пережить. Не каждый день к творческой работе получаешь такую четкую инструкцию!

Роман любовный

  • Только не смейся 2
    лько не смейся 2 — Ты не будешь надо мной ржать? — вздохнул Роб, откидывая потоком воздуха изо рта локон чёлки, попавший на глаза. Он лениво обвел взглядом трещинки на потолке. Ему надо было с кем-то поделиться своими переживаниями, а друг это…
  • Заяц.(1)
    От лица Софьи:Я как обычно разговаривала по телефону с подругами,как неожиданно меня позвала мама. -Сонь,подойти сюда- мне показалось что её голос был напряжён и в нём проскакивали нотки агрессии.Меня это напугало и мысли стали путаться. -алло, Соня — из мои мыслей вытеснила…
  • Любовь в объятиях судьбы
    Обычно я никогда не выражала свои мысли на страницах тетрадного листа и уж тем более дневника, что может показаться странным на первый взгляд. У всех девушек в зрелом или детском возрасте был свой дневник или по крайней мере анкета. Ну, знаете, тот…
  • Кофейная фея.
    Кофейная фея. Хочу рассказать вам историю девушки, которая коллекционировала разнообразные носочки, гетры, гольфы. Зовут её Лика, она давно уже живёт одна в городе невест Иваново. Родители живут в области, мама художник, у отца небольшая строительная фирма. Лика была единственным ребёнком в семье,…
  • Только не смейся!
    «— Я не думаю, что наши частые встречи обернуться чем-то хорошим, — тихо бормочет девушка и отрывает травинку с земли так, что по её пальцам посыпалась земля.  Габриэл тяжело вздыхает, откидываясь спиной на траву.  — Мы слишком зависимы от мнения общества, не…
Прочитали 50485


1 комментарий


Так же тебя заинтересует



Новинки на Penfox

Загрузить ещё

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть