Как описать интерьер: учимся создавать запоминающееся пространство с помощью слов

В любом художественном произведении события основаны на переплетении и тесной связи самих героев, их действий и мест, где все происходит. Описание интерьера — это изображение внутренних помещений здания, описание жилых и рабочих пространств. Умение описать интерьер так, чтобы у читателя в голове сложился четкий образ комнаты (квартиры или офиса), а также появилось “объемное” представление об этом пространстве, показывает ваше писательское мастерство. Визуальные эффекты важны, но не пренебрегайте другими чувствами. Если вы добавите описание звуков и запахов, то описанное помещение обретет нечто неповторимое: может быть мы услышим звуки хрипящего радиоприемника или цокот каблучков, почувствуем аромат букета дачных цветов или свежей выпечки. Предлагая полный спектр сенсорной информации, вы только улучшите ваше произведение.

В художественном произведении интерьер не просто показывает условия жизни персонажей, он также служит инструментом для создания характеристики героев, показывает социальную среду, в которой они существуют. 

Хорошо продуманное описание интерьера помещения привлекает и удерживает внимание читателя, буквально помещая его в место действия. 

Ваш вымышленный мир должен казаться реальным. Он должен захватывать читателя так же сильно, как и реальная жизнь, и даже сильнее. Здания, города, места, квартиры, — все составляющие вашего вымышленного мира должны быть убедительными и правдоподобными.

Если в начале повествования сцена кажется безликой — будет очень сложно создать атмосферу этого места позже.

Если вы создаете кофейню, это должно быть что-то особенное. Место, в котором вы действительно могли бы оказаться. Что-то со своим настроением и цветом. Помните, одна яркая описательная деталь сделает для вашего текста больше, чем три достойных, но бесцветных предложения.

Не забывайте время от времени, напоминать читателю о том, где сейчас находятся ваши персонажи. Если мы говорим о кофейне, пусть во время разговора их прервет официантка. Затем они разговаривают (спорят, ссорятся, целуются) еще немного, а затем вы добавляете другую деталь, которая напоминает читателю: «Ага, мы все еще здесь, в этом кафе».

Это простой метод, но он всегда работает.

Интерьер как средство характеристики героя

Описание интерьера — мощный инструмент в руках писателя. С его помощью можно раскрыть не только образ жизни героя, но и его характер — особенно если мы говорим о жилом пространстве, в котором он постоянно обитает; если же описываемое пространство не является местом жительства героя, оно может показывать отношение вашего персонажа к этому месту и через это отношение, опять же проявлять определенные черты его характера. 

Не стоит делать всю объяснительную работу в тексте: вы даете описание пространства, но причинно-следственные связи о характере и образе жизни героя, читающий должен додумать самостоятельно. 

Вы можете использовать описание интерьера, чтобы в процессе повествования показывать, как меняется ваш герой: описание внутреннего убранства дома может быть вашим помощником в раскрытии персонажа на протяжении всей книги. Цвет стен, расположение и стиль мебели, захламленность или наоборот образцовый порядок, — все это порой раскрывает вашего героя точнее и сильнее, чем просто описание характера через прилагательные “грязнуля, аккуратный”. Еще интереснее, когда внутренние изменения в вашем персонаже (рост или деградация) отражаются на его месте обитания. 

Функции интерьера в литературе

Обстановка, в которую помещены ваши персонажи, может по-разному влиять на их раскрытие.

  • Место, в котором живет персонаж — его выбор или так сложились обстоятельства? Таким образом, через этот пункт можно проявить определенные черты характера. 
  • Интерьер может оказывать психологическое влияние на персонажа (угнетать, вдохновлять) и даже служить своеобразным детонатором к каким-либо ключевым действиям. 
  • Через предметы и вещи, которыми себя окружают персонажи, можно показать их интересы, хобби, жизненные ценности, отсутствие или наличие вкуса, и многое другое. 
  • Хорошо описанный интерьер сделает ваше произведение более запоминающимся, поскольку история уже не будет плоской, и каждый прописанный элемент будет буквально оживать в голове читателя. 

Вот так выглядит современный текст-описание интерьера в одном из романов С. Кинга.

“С мотелем все обстояло куда хуже: по сравнению с ним предыдущие клоповники показались Тиму прямо-таки дворцами. Кондиционер под окном усердно грохотал, но воздух почти не охлаждал. Из проржавевшей душевой лейки капала вода, и Тиму не удалось ее починить. (В конце концов он положил на дно ванны полотенце, чтобы заглушить надоедливый звук.) Абажур светильника над кроватью был в сигаретных прожогах. Единственная картина – корабль с кровожадно ухмылявшимися чернокожими матросами на борту – висела на стене криво. Тим пытался ее поправить, но она тут же опять скособочилась.” (Институт, С. Кинг)

А вот так — в классической литературе. 

“Большая квадратная комната из-за отсутствия мебели выглядела еще более просторной. Стены были обклеены вульгарными обоями с кричащим рисунком, местами они покрылись пятнами плесени, а кое-где оторвались и свисали длинными лохмами, обнажая желтую штукатурку. Напротив двери находился такой же безвкусно-шикарный камин с полкой из поддельного белого мрамора. На одном ее краю стоял огарок красной восковой свечи. Единственное окно было таким грязным, что пропускало в комнату лишь тусклый неверный свет, придававший всему находившемуся в ней уныло-серый оттенок. Это впечатление усугублялось толстым слоем пыли, покрывавшим всю квартиру.” (Тайна Лористон-Гарденс, Артур Конан Дойл)

Как описать интерьер в книге

Важно понять, что не существует какого-то одного определенного и правильного способа описать интерьер и место действия. Но это ни в коем случае не должно быть похоже на то, что вы шаг за шагом проходите по комнате, знакомя читателя со стенами, полом, мебелью. Это будет сухо, долго и неинтересно. Если вам нужно объяснить значение какого-либо предмета в интерьере, попробуйте разбить повествование на описание и диалог; вы должны поддерживать динамику сюжета, и если вы будете долго задерживаться на описании дизайна интерьера, это может затормозить развитие сюжета и наскучить вашему читателю. 

Обратите внимание на выбор эпитетов, с помощью которых вы рассказываете читателю об интерьере дома вашего героя: они могут быть нейтральными (привычный, знакомый, необычный, своеобразный), но могут быть негативно (душный, мрачный, скудный, убогий, унылый)  или позитивно окрашенными (изысканный, уютный, светлый, просторный, комфортный). Как автор, вы можете четко выразить свои чувства к обитателям того дома, который описываете, и внимательный читатель это обязательно почувствует. 

Для начала обозначьте, какое значение имеет эта комната (офис, дом, квартира) и вся обстановка для вашей истории и для ваших персонажей? Если комната предназначена только для короткой сцены и не особо влияет на сюжет, то уделяйте ей именно столько времени, сколько нужно для передачи фактической информации. Например:

Мистер Пиггз заглянул в крохотную кладовку под лестницей. Там было темно и тесно, узкое пространство было завалено старыми швабрами и ведрами чуть ли не до самого потолка”. 

Когда вы действительно хотите нарисовать картину в головах читателей и передать словами ощущение пространства и атмосферы, которые будут раскрывать историю вашего персонажа, используйте развернутое описание и добавляйте подробности. Главное — не переусердствуйте! Не превращайте художественное описание дома (комнаты, квартиры) в сухой и длинный архитектурный отчет. Старайтесь передать общее впечатление от пространства: какое там царит настроение и атмосфера. 

Объекты в комнате: мебель, растения, бытовая техника, скульптуры и так далее — могут влиять на сюжет, а могут и не иметь такой цели. Если вы рассказываете о персонажах, которые находятся в гостиной, то читатель автоматически представит себе такую комнату и мысленно заполнит ее какими-то стандартными предметами вроде дивана, журнального столика и телевизора. Если по сюжету мебель или предметы не будут участвовать в событиях или использоваться персонажами, то их детальное описание может быть лишним и порой даже неуместным. С другой стороны, если персонажи собираются что-то использовать, будет лучше, если вы расскажете об этих предметах заранее, чтобы читатель мог понять, что данная вещь существует. Например, если персонажи находятся в комнате с пистолетом на столе, и один из них вдруг хватает пистолет и использует его, это выглядит логичным. В противном случае это будет выглядеть так, как будто пистолет волшебным образом появился на столе. Для некоторых событий это правило совсем необязательно использовать (хватание ножа на кухне не требует пояснений), но для всего остального, что не так очевидно, лучше его придерживаться.

Предметный мир произведения, особенно описание интерьера — это колоссальное внимание к деталям. Разные жанры литературы могут использовать этот инструмент по-своему. В детективах это может служить ключиком к пониманию или вычислению личности преступника. В лирике — это может быть акцент на эмоциональной составляющей. В фантастике — это дает нам более полную картину нового и неизвестного для нас мира. 

Детали делают ваше произведение запоминающимся, если при описании холла гостиницы, вы возьмете слишком общие и слишком расфокусированные определения, то и описание получится безликим. Если под это описание подойдут тысячи гостиниц, это не останется в памяти вашего читателя. 

Таким образом:

  • Не усложняйте и не перегружайте текст ненужными монотонными описаниями. Необязательно описывать подробно всё, особенно то, что и так само собой разумеется. Текст не должен выглядеть как школьное сочинение на тему “Моя комната”. Важно не перегрузить читателя слишком подробным описанием и огромным количеством очевидных и неважных фактов. Наоборот, ёмкие и целевые фрагменты быта могут дать более полную картину и включить фантазию вашего читателя.
  • Рассказывайте о деталях: цветах, узорах, декоре и уникальных архитектурных особенностях, если они важны. Детали всегда имеют значение! Они создают ощущение места, как ничто другое.
  • Пишите о мебели и предметах декора, если персонажи их используют или через них вы раскрываете их характер, историю. Это относится ко всем деталям интерьера. Но будьте избирательны с описательными деталями, во всем важна умеренность. Даже описывая Хогвартс — место, про которое читатели действительно хотят знать всё — Дж. К. Роулинг не рассказывает, сколько в нем вращающихся лестниц, сколько деревьев в Запретном лесу и так далее. Оставляйте место для фантазии ваших читателей. Дайте им правильные детали, но не все. В большинстве случаев читателю не нужна статистика. Ему нужна атмосфера. Ему нужно настроение.
  • Описывая фантастические и волшебные миры, продумайте как будут выглядеть жилые пространства, какие предметы мебели или техники будут указывать на принадлежность к волшебному миру. Возможно какие-то термины вам придется придумать самостоятельно, если аналогов этой вещи нет в привычном для нас мире. 
  • Описывая историческую эпоху или быт в малоизвестных странах, нужно донести до читателя особенности и достоверность уклада жизни не только через детали, но и через лексические средства: диалектизмы, просторечия, архаизмы, историзмы, профессионализмы. Например, викторианскую Англию отлично описывает Энн Перри. Быт и описание жизни англичан той эпохи в ее детективных романах прописаны с необычайной точностью, и могут служить практически учебником по истории. Если вы помещаете ваших героев в историческую эпоху, уделите время на изучение темы: какие предметы быта тогда существовали, какая мебель была доступна какому сословию и как она называлась, существовало ли уже электричество и многое-многое другое. 
  • Не забывайте рассказывать о запахах и звуках, именно они придают пространству неповторимую индивидуальность. Например:

От кухонной плиты в доме было тепло; по коридору разносился запах выстиранного белья, все еще слегка влажного, чисто вымытого пола и свежеиспеченного хлеба” (Трущобы Севен-Дайлз).

Письменное упражнение-тренировка “Описание дома”

Тренировка №1

Потренируйтесь описывать интерьеры самых разных по стилю и назначению комнат: спальня, гостиная, кабинет, офис, ванная комната, детская, столовая, кухня. Для вдохновения можно брать интерьеры из сериалов, фильмов и даже игр. В процессе такой литературной тренировки вы расширите и обогатите свой словарный запас. И еще один небольшой совет-напутствие: начинающему художнику очень помогает “насмотренность” — чем больше он смотрит на другие работы, обращает внимание на технику других художников, тем больше он приобретает и вдохновляется. Начинающему писателю в этом смысле помогает “начитанность”, чем больше вы будете читать других авторов (классических и современных) и обращать внимание на то, как они описывают интерьеры, в которых живут герои и происходят важные события, тем богаче и выразительнее будет ваш собственный слог и стиль. 

Свои результаты выкладывайте в категорию Литературная мастерская Penfox.

Тренировка №2

Давайте опишем дом или квартиру (или любое другое место, где живет ваш персонаж), следуя пунктам ниже. Поскольку это просто тренировочное задание, объем написанного не должен быть слишком большим. На каждый пункт отводите от одного до трех предложений. Смело экспериментируйте с местами, стилями и героями. .

Свои результаты выкладывайте в категорию Литературная мастерская Penfox

  1. Выберите своего рассказчика или главного героя. Если это вы — хорошо. Если это персонаж рассказа — тоже хорошо. Вам нужна основная перспектива, линза, через которую можно увидеть дом и все остальное.
  2. Выберите дом и его жителей. Кто здесь живет? Как они связаны с вашим рассказчиком или главным героем?
  3. Определите эмоциональную сторону дома. Что рассказчик или персонаж думают о доме или о людях, живущих в нем?  Есть ли у персонажа теплые чувства к этому месту? 
  4. Напишите небольшую сцену, иллюстрирующую эту эмоцию. Сосредоточьтесь на истории, случившейся с вашим персонажем в какой-то момент времени в этом доме. Цель состоит в том, чтобы рассказать историю, которая передает то, что вы или ваш персонаж думаете об этом месте.
  5. Обобщите людей, которые живут в этом доме (или проводят там время). Это может быть предложение, которое начинается со слов «Они были из тех людей, которые…»
  6. Обобщите как персонажи  используют  дом.  Совместное или раздельное времяпровождение, досуг дома, чем занимаются и тд. 
  7. Обобщите насколько дом подходит или не подходит для этих персонажей. Хватало ли им места, или было тесно. Укажите про возможные ремонты, изменения, перестройки. 
  8. Опишите дом. Ваша цель — написать описание дома, в котором акцентируется внимание на том, как он использовался, как он соответствовал типу поведения или как он повлиял на поведение жителей. Дома людей часто становятся проявлением их личностных качеств. Итак, ваша цель — сделать такое описание дома, которое будет раскрывать ваших персонажей, которые в нем живут. 

Удачи!

Прочитали 51147
Alexandra Kravchenko


1 комментарий


Так же тебя заинтересует



Новинки на Penfox

Загрузить ещё

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть