Наконец-то окончился учебный год. Можно отдохнуть! Можно целиком отдаться жизни, вдохнуть запах трав, пробежать босиком по песочку по берегу реки, нырнуть в прохладную водицу, можно сходить с друзьями в лес, пожарить шашлыки, можно почитать книги те, которые больше нравятся, а не которые задали на дом, можно медленно-медленно пить чай, не боясь опоздать на первый, второй, третий урок, можно спать до полудня, потягиваясь приятно в постели. Каникулы – самое настоящее чудо, которым нужно дорожить. Тем более, если они последние школьные. Впереди ведь такая неизвестная, сложная жизнь… Хотя и в школе, безусловно, есть свои трудности. Одно то, что каждый день приходится рано вставать, сидеть, скрючившись за партой порядка пяти-шести часов, потом, придя домой, делать уроки. Разве детство – это рай, если обо всём этом подумать!?
Единственное, что греет душу, ты всегда можешь сказать в самой сложной ситуации «я ещё ребёнок, я всего-навсего учусь!», что не скажешь уже так легко и беспечно в двадцать пять, например, лет.
Наташа окончила десятый класс с четырьмя четверками. По обществознанию была самая глупая «четвёрка». Девушка всего-навсего неважно подготовилась к годовой контрольной работе, поскольку весь вечер накануне занятия посвятила очередному выпуску газеты «Географические открытия». Даже мама Наташи – Елена Леонидовна, к своему удивлению, заметила, что дочь занимается чем-то другим, не относящимся прямо к учебным делам, и про себя обрадовалась: «Наконец-то мою Наташу хоть что-то заинтересовало кроме уроков!» По мнению Елены Леонидовны, лучше «быть разносторонним троечником, чем занудой-отличником». Женщина неоднократно произносила такие слова своей жёсткой, собранной дочери, на что Наташа только говорила: «Мне лучше знать, что и как мне делать!» Елена Леонидовна обижалась дерзким ответам, но старалась не спорить, избегать, как говорят в риторике, «острых углов».
Валя – подруга Наташи, окончила учебный год с одной «тройкой» по алгебре, но несильно заморачивалась по этому поводу, стать учителем математики, как наша главная героиня, девушка не планировала.
Вскоре после того, как начались каникулы, Валя уехала в деревню к своей бабушке с родителями. Наташа же загрустила: не надо было, как прежде, делать уроки. Удивительная вещь! Когда идёт учебный год, думаешь только об одном: когда же он наконец закончится!? А, как только он окончится, начинаешь скучать по урокам, по домашним заданиям, по всему вредному и обязательному!
В первые дни каникул Наташа стала читать роман Михаила Шолохова «Тихий Дон», заданный Елизаветой Николаевной десятиклассникам на лето. «Тихий Дон» быстро наскучил Наташе, непонятно, по каким причинам: может, потому, что целый век разделял жизнь девушки и главных героев романа, может, потому, что в романе поднимались темы, отдалённые от современности, например, тема Гражданской войны, а может, потому, что читать нужно было много, это тоже, согласитесь, часто напрягает!?
В любом случае, девушка вскоре оставила роман и начала заниматься куда более приятным делом – решать геометрические задачи, необходимые для поступления в ВУЗ. Но всё равно как будто чего-то не хватало. Скучно было…
– На работу что ли устроиться? – подумала Наташа и поделилась такой мыслью со своей мамой. Елена Леонидовна сразу замахала на дочь руками.
– Не смей даже думать! – сказала она Наташе. – У тебя последнее по-настоящему спокойное лето в жизни, отдыхай, набирайся сил, впереди – одиннадцатый класс!
Девушка согласилась с мамой, правда, представив, все трудности, которые её ждут впереди.
Когда вечерком двенадцатого июня Андрей пригласил Наташу прогуляться, девушка искренне этому обрадовалась.
– Хоть выйду, чуть-чуть развеюсь, – подумала девушка. О том, чтобы строить отношения с Андреем у неё и мыслей не было.
«Я люблю Сашу!» – точно знала Наташа. Но до сих пор не могла понять одного: зачем ей с её твёрдым, жёстким, временами упрямым характером было это нужно?
При встрече юноша чмокнул девушку в щёку. Наташа слегка растерялась, но ничего не сказала. Андрей взял Наташу за руку и они часа полтора гуляли по городу. Лето, солнце, молодость, – что ещё казалось нужно для счастья?!
Но не тут-то было! Андрей решил завести серьёзный разговор, к которому Наташа (как она уже отмечала позднее) совершенно была не готова.
– Наташ, скажи честно, для меня это очень важно знать: как ты ко мне относишься? Как к другу, своему парню или просто проводишь со мной время от нечего делать?! Со своей стороны, могу сказать следующее: ты мне очень нравишься.
Андрей внимательно посмотрел Наташе в глаза.
Наташа приобняла Андрея.
– Андрей, я люблю другого человека… Прости. Я с тобой просто проводила время… от скуки…
Словно острый нож воткнули в сердце. Андрей крепко обнял Наташу в ответ.
– Спасибо, что сказала, – проговорил он. – Я всё время чувствовал, что не очень тебя интересую… Всего самого доброго тебе!
Андрей стал уходить домой. Наташа почувствовала, как от неё уходит что-то доброе, светлое, навсегда. И никогда не вернётся. Пустота появлялась в душе. Но не было любви. Это факт. Заставлять себя каждый день строить ненужные отношения, действительно «просто проводить время» – ничего хорошего из этого, в конечном счёте, не выйдет.
Наташа шла к себе домой и плакала, но это были, скорее, слёзы катарсиса, очищения, другими словами, становилось грустно и светло на душе.
Наташа пришла домой, села ужинать. Мама вошла на кухню, внимательно посмотрела на свою единственную, драгоценную дочь.
– Ты что такая гружёная? Уставшая? Что-то случилось?
Наташа посмотрела усталым взглядом на мать.
– Ничего. Я просто рассталась с парнем!
– С каким ещё парнем, расскажи мне о нём?
Наташа в нескольких словах рассказала Елене Леонидовне об Андрее.
Правда, не стала говорить по какой причине она рассталась. Мама после рассказа Наташи всплеснула руками.
– Я так и знала, так и знала, что ты всегда будешь делать глупости. Кто тебя заставлял отшивать этого парня?! Добрый, умный, воспитанный! Найдёшь себе потом какого-нибудь дурака. Может, это и была твоя судьба. Может, вы бы поженились через года три?! Что тянуть-то время!?
– Мама, а как же любовь?!
– Какая ещё любовь! Её никогда до конца нет. Запомни это! Есть долг, обязанность, служение каждый день, но любви настоящей нет. Дурость есть, не отрицаю. Когда влюбишься не в того, кого надо…
– Мам, а ты что не любила папу?
– Любила. Но по-своему. Запомни, романтика оканчивается уже с совместного проживания. Семья – это работа, бесконечная работа. Нужно уметь уступать, слушать и слышать другого человека!
– Мам, почему ты не стала педагогом? Ты так любишь воспитывать…
– Не дерзи матери! Не стала, потому что завалила экзамены в пед. Я туда поступала на учителя биологии, потом пошла работать и заочно позже окончила сельскохозяйственный техникум. Надо жить правильно, Наташа, запомни это! Всё тупое, глупое, напускное пройдёт! Останется только стоящее!
– Главное найти, где настоящее, а где нет! – вальяжно проговорила Наташа.
– Моё материнское сердце чувствует, что ты вляпаешься в какую-то историю. Это меня беспокоит больше всего. Бабушка у нас была ворожеей, мне что-то передалось от неё. Я видела сон, ладно, всё, молчу…
Елена Леонидовна вышла из комнаты. Наташа же подумала о том, как ей всё вокруг надоело. Почему любимых никогда близко нет, а нелюбимые готовы общаться, встречаться?! Почему ты хочешь выстраивать схемы, а жизнь выстраивает тебе их сама?
Эти вопросы и не давали покоя семнадцатилетней девушке.