Сущность разума и 4 его части. Преимущества разума
Разум назван средством достижения Счастья…
Споры об уме, или разуме, сводятся к тому, по мнению автора книги «Ихъя», что люди, во время дебатов, подразумевают разные части разума как такового.
Первая часть разума (является врождённой) — это собственно способность к восприятию информации и её преобразованию из количества в качество. Это способность познать теорию и умозрительность знания. Это касается всех видов знания: от самого главного вида знания (Познание Бога) до бытовых производных знания (знание математики или столярного дела).
Другими словами, эта часть разума аналогична процессору, который один раз устанавливается и после этого не меняется. Если он слаб, то человек будет глуп, даже имея огромные массивы знаний (или файлов на жёстком диске).
Ещё этот вид разума ассоциируют со светом в сердце. Это определённый уровень света в сердце, благодаря чему человек способен видеть и понимать. Напомню, что видеть Истину можно только сердцем, как об этом сказано в Коране и уже приводилось в нашей книге ранее.
Главное различие людей в уме (или в его врождённой части) заключается в этом. Получивший больше света в сердце (более высокий номер процессора, скажем, Пентиум-3) будет более умён, чем тот, кто получил света намного меньше (к примеру, 286-й процессор допентиумной эпохи, неспособный эксплуатировать Windows и рассчитанный на две колонки Нортона).
В хадисе сказано, что после сотворения разума, Аллах повелел ему приблизиться, и разум приблизился. Затем Аллах повелел ему отойти, и разум сразу отступил. Тогда Аллах поклялся, что самым драгоценным отныне станет разум. Бог будет даровать и взыскивать посредством разума, будет награждать и наказывать посредством разума.
Когда при Пророке стали хвалить одного человека, он спросил о его разуме. Объяснив всё тем, что от невежества глупца вреда бывает больше, чем от деяний нечестивца. В День Суда будут награждены обладатели достойного разума. Именно разум приближает к Богу и возвышает в степенях.
В другом хадисе, по смыслу, говорится, что человек своим благонравием достигает степеней. Для этого он постится днём и молится ночами, чтобы его нрав стал совершенным. Когда его нрав достигает совершенства, он совершенством разума обретёт совершенную веру и полностью покорится Богу, восстав против дьявола.
В ещё одном хадисе, по смыслу, говорится, что у всего в этом мире есть опора, а опорой верующего является разум. В зависимости от силы разума человек и преуспеет в поклонении. Нечестивцы из пламени Ада будут кричать, что, если бы они имели разум, не горели в Аду.
В другом хадисе Пророк, по смыслу, сказал, что у каждой вещи есть средство передвижения. Человека же передвигает его разум. Лучшие из людей, сильные доказательствами и кто прав в делах доводами, те — кто умнее.
Итак, первая часть разума — врождённая и определяет способность воспринимать знание как таковое.
Вторая часть разума (также является врождённой) — это способность понять, что два больше, чем один. Здесь у людей нет различия. Это качество одинаково у всех людей.
Третья часть разума (является приобретаемой) называется знанием, которое нам даёт опыт жизни и которое будет полным пониманием дела.
Четвёртая часть разума (также является приобретаемой) является высшей целью, будучи способностью человека подавлять в себе страсти эга и заранее знать все последствия дела. Величие человека и его отличие от животных заключается в приобретении этой части разума. Где фундаментом всего дела будет первая часть разума.