История моего аула, как и история любого населенного пункта, в основном состоит из официальных сведений. Дата образования, месторасположение, количество населения, знаменитые земляки и т.д. Жизнь самих же аульчан, наших с вами соседей, родственников, друзей отражается лишь в устных рассказах, которые нигде не фиксируются и со временем постепенно забываются. Забываются имена, истончаются сами рассказы. А ведь существует немало интересных историй достойных того, чтобы их записали. Вот и решил я взять на себя труд, записать все, что когда то слышал от очевидцев событий, или же услышал с пересказов других.
Небольшое отступление. Если кто-то из земляков не согласен с фактами, изложенными в рассказах, либо захочет что-то дополнить, с радостью внесу поправки. Одна из главных целей, это передать все рассказы как можно правдивее.
Шел 1918 год. В ауле Хакуринохабль встречали именитого гостя, Филимон-пашу.
Справка: Филимонов Александр Петрович (род. 14.09.1866 — умер 04.08.1948) — российский военачальник. С 12 октября 1917 по 10 ноября 1919 — атаман Кубанского казачьего войска, офицер в Кубанской армии генерала Покровского.
Причину приезда Филимонова А.П. в Адыгею оставим профессиональным историкам. В ауле же объявили трехдневное джэгу (игрища). По случаю приема в ауле почтенного гостя, в Хакуринохабль съехались представители многих аулов Адыгеи (входившей тогда в Горскую республику). На один из дней назначили шъозехь — конноспортивная национальная игра, где испытываются ловкость, сила, смелость участников. Участникам игры выдается свежеснятая шкура барана, которая, естественно скользкая и ее тяжело удержать в руках. Иногда, для еще большей сложности, шкуру смазывали маслом. Такая игра – это испытание на усидчивость в седле, управление лошадью, а главное сила. По правилам игры, на полном скаку шкуру поднимают с земли. Соперники, стремясь перехватить ее друг у друга, стараются отвести к ногам почтенного аксакала или многоуважаемого человека. В победители выходят ловкий, сильный джигит – наездник и крепкий хороший скакун.
Чтобы победить и не ударить в грязь лицом перед гостем, нужно было выбрать достойного представителя. Выбор пал на Моса С., который был очень силен. Рассказывают, что если он будучи верхом на коне, мог зацепится за подходящий сук дерева, то мог подтянуться на руках вместе с конем! Невероятно! В это можно поверить, если вспомнить Азнура Лиева из аула Новохумаринск (Хъумэрэнц1ык1у) Карачаево-Черкесской Республики, которого сейчас уже нет в живых. Доступная информация о нем есть в интернете. До 60 лет он без особых усилий поднимал и носил на плечах лошадь с всадником в седле. Рассказывают также, что в 76 лет он нашел на речке камень, закинул его в бричку и привез домой. До сих пор еще никто не смог, не то что поднять, просто сдвинуть этот камень с места (кроме его сына, который смог лишь приподнять камень с земли).
Коня, для предстоящих соревнований, предоставил старший брат Моса – Хасан, который был известным на Кавказе конезаводчиком.
Так вот, Мос вступил в соревнование. Борьба выдалась нешуточной. Победить в состязании, где присутствуют знатные гости, значит прославить свой аул. Всем нужна была только победа. Кстати, соревнование проходило на поле, в районе расположения бывшего колхозного тока в а. Хакуринохабль. После упорной и долгой борьбы, соперники тоже были не обделены силой, шкура оказалась в руках представителя Кошехабля и он, вырвавшись из общей кучи, поскакал к месту, где находились старейшины и почетный гость. Как не был быстр его конь, но Мос все-таки догнал его и потребовал отдать шкуру. Кабардинец только рассмеялся в лицо сопернику и сильнее пришпорил коня. Но Мосу, в общем, его согласие и не было нужно, спросил он так, для успокоения совести. Рывком, догнав кошехабльца, Мос схватил его и с силой вырвал из седла вместе со шкурой. Подскакав к Филимон-паше он бросил, барахтающегося кашехабльца со шкурой в руках, прямо к ногам гостя. Победа была неоспоримой. Но… Вольно или невольно, своими действиями, Мос очень сильно обидел не только наездника, но и весь аул который тот представлял. Прилюдно, кошехабльцы заявили, что отомстят Мосу, угнав его коня.
Закончилась праздничная кутерьма, уехал Филимон-паша, разъехались гости. Только спокойней не стало в ауле Хакуринохабль. Данное в пылу обиды слово кошехабльцы сдержат и коня непременно уведут. Нужно было что-то делать и выход был найден. Решили, что коня каждую ночь будут переводить из одного домовладения в другое с максимальной скрытностью. Так и сделали. Неизвестно, сколько дней это продолжалось. Но в одно прекрасное утро конь исчез. Сомнений в том, чьих это рук дело быть не могло. Сдержали таки слово. Понятно, что кто-то проговорился или же намеренно предал. Виновника так и не нашли.
Известие мгновенно облетело весь аул. Незамедлительно собралось множество желающих ехать в Кошехабль и наказать конокрадов. На совете аула стали выбирать добровольцев. Но тут слово взял Мос и сказал, что поедет один без помощников. Угнанный конь принадлежал его старшему брату, и вернуть его – дело чести и касается оно только его одного. С ним долго спорили, но он был непреклонен. Так он и поехал один.
Говорят, что его не было около месяца. И вот однажды утром, со стороны Кошехабля показался всадник. Подъехав к аулу он спешился, и ведя на поводу своего коня прошел пешком через весь аул. Это был Мос и с ним был его конь.
Как он нашел своего коня, как забрал его обратно, никто об этом не узнал. Единственно, что он сказал аульчанам, это то, что впредь беспокоиться не нужно, коня больше не уведут.