Голос Азии — голос религии. Голос Европы — голос политики. Каждый велик по-своему. Голос Европы — это голос древней Греции. Для греков предметом любви было непосредственно их общество. Все, что ни делали сами греки, считалось верным и правильным, а все, что существовало в мире помимо их — ложным, порочным и не имеющим права на существование. Они были очень сильны в своих человеческих проявлениях, очень естественны, очень артистичны. Греки жили полностью в этом мире. Они не грезили. Даже их поэзия практична. Их боги и богини не просто люди, а прежде всего люди, со всеми человеческими страстями и чувствами, которыми обладает каждый из нас. Они любили прекрасное, но, уверяю вас, только во внешних проявлениях: красота гор, снегов, цветов, красота форм и фигур, красота человеческого лица и, гораздо чаще, тела — вот что нравилось грекам. Для всей окружающей Европы греки стали учителями, Европа заговорила голосом Греции.
В Азии все по-другому. Представьте себе огромный, обширный континент, вершинами гор достающий до облаков и касающийся голубых небес, простирающуюся на многие мили пустыню, где не найти ни капли воды, не говоря уже о клочке травы, непроходимые леса и огромные реки, несущиеся к морю. Среди всего этого окружения любовь Востока к прекрасному и возвышенному развивалась в ином направлении. Она направлена вовнутрь, а не вовне. Здесь также есть тяга к природе, та же жажда власти, превосходства, что и у греков и у варваров, но она захватывает более широкий круг понятий. Даже теперь в Азии цвет кожи и язык не определяют народ. То, что образует народ, — религия. Мы все — христиане; мы все — мусульмане, мы все — индуисты или буддисты. Не имеет значения, что буддист — китаец или выходец из Персии, они считают себя братьями, так как исповедуют одну религию. Религия — связующая нить человечества. И, возвращаясь к теме, человек Востока рожден мечтателем, фантазером. Шум водопадов, пение птиц, великолепие солнца, луны и звезд прекрасны, но не достаточны для его сознания. Он хочет мечтать о нереальном. Он хочет уйти за пределы настоящего. Настоящее в том виде, как оно существует — ничто для него. Восток — колыбель человечества, и судьба его полна всяких превратностей. Царства сменялись царствами, империи сменялись империями, человеческая власть, слава и благополучие — все прошло здесь: Голгофа власти и учений. Таков Восток: Голгофа власти, царств, учений. Неудивительно, что ум Востока смотрит с презрением на этот вещественный мир и хочет увидеть среди нищеты и смерти нечто неизменное, благодатное, вечное. Пророк Востока никогда не устает отстаивать эти идеи; а что касается Пророков, то, нужно напомнить, что все без исключения Посланники были представителями Востока.